Коронавирус и смерть американской мечты

Jae C. Hong/AP

За неимением своих выборов, мы следим за американскими. А они в этом году дадут фору любому сериалу с закрученным сюжетом. И все благодаря праймериз Демократической партии и Берни Сандерсу, у которого еще есть шансы выиграть и праймериз, и даже выборы. Если бы не одно «но». Против Сандерса объединился весь американский истеблишмент и СМИ.

Сандерс вполне себе прагматичный социал-демократ, но его называют коммунистом и экстремистом.

В соцсетях даже появились группы «Социализм в Америке» и «Коммунистическая революция Сандерса», в которых на полном серьезе публикуют отрывки из «Архипелага ГУЛАГ». Мол, вы лагерей хотите?

Трамп, который в принципе за свои слова не отвечает, тоже с удовольствием использует коммунистическую страшилку. В интервью Fox News он сказал о Сандерсе: «Он коммунист. Я думаю о коммунизме, когда я думаю о Берни. Вы скажете, что он социалист, но... Не женился ли он в Москве?»

Слово «коммунизм» в Штатах ругательное, а коммунистом называли даже Обаму за его вполне безобидную для страховых компаний программу Obamacare.

Когда на выборах 1948 года Генри Уоллеса, кандидата от Прогрессивной партии и эдакого «Берни 40-х», поддержала Коммунистическая партия США, процент его поддержки рухнул с семи до двух с половиной.

Но с Сандерсом ситуация в целом иная. Если прежние леваки не были реальной угрозой, то впервые левый кандидат получил такую широкую поддержку: от интеллектуальных кругов до простых работяг, от мигрантов до знаменитостей Голливуда. На его стороне также великий Ноам Хомски и экономическая «супер-звезда» Том Пикетти. Сандерс заявляет, что после праймериз, если выиграет, отправится за поддержкой и к сторонникам Трампа. Потому что победа этого правого популиста во многом связана с разочарованием в политических элитах, стремящихся всеми способами сохранить существующий статус-кво чудовищного неравенства.

А что, собственно, такого радикального и экстремистского предлагает Сандерс?

Во-первых, бесплатную медицину для всех. 500000 американцев обанкротились из-за долгов за лечение, любит повторять он, доказывая, что оставаться без доступной медицины Америка больше никак не может.

Во-вторых, бесплатное высшее образование или максимальное снижение процентов за образовательный кредит.

В-третьих, поднять минимальную ставку оплаты труда — с 7,25 до 15 долларов в час.

Люди, которые работают в поте лица на нескольких работах, не должны голодать и бедствовать, не правда ли?

«Интересно, как быстро конгресс повысит минимальную заработную плату, если заставить конгрессменов жить на 7,25 доллара в час», — говорит Сандерс. Удивительно, но до него с предвыборных трибун такое в Штатах никто не произносил.

Сандерс поддерживает решительные меры против глобального потепления, он за отмену смертной казни, за оплачиваемый отпуск по болезни и 6-месячный декретный отпуск. В принципе, то, что называют революционными и утопическими идеями его противники, давно работает в Европе. Сандерс вообще большой поклонник североевропейской модели социального государства, а вовсе не СССР.

Сандерс — тот редкий кандидат, которого не финансируют корпорации и миллиардеры. Нелюбовь у них страстная и взаимная.

«Не думаю, что миллиардеры должны существовать», — заявляет Сандерс. Не думаем, что Сандерс должен существовать в политике, как бы говорят миллиардеры. Любить им его, конечно, не за что. Он собирается на законодательном уровне вернуть рабочие места в США из Китая и развивающихся стран, потому что в стране миллионы безработных. Хочет ввести прогрессивный налог, бороться с офшорной политикой корпораций, уходящих от налогов. И поднимает вопрос о собственности на средства производства, что, безусловно, самое радикальное и вдохновляющее в его программе, но и самое недостижимое. Безусловно, его политика в интересах большинства. Но власть-то у меньшинства.

Есть, конечно, ирония в том, что три главных претендента на пост президента США — белые гетеросексуальные старики. Трампу 73, Сандерсу 78, Байдену 77.

Правда, если Сандерс даже в своем почтенном возрасте сохраняет остроту ума и хватку, то с Байденом все грустно. В своих предвыборных речах он забывает слова, не может вспомнить, на выборы он идет или на перевыборы, путает имена, штаты и людей, начинает речь и не заканчивает ее. Один раз даже перепутал жену с сестрой, взял жену за руку и сказал: «Это моя сестра».

Еще на предыдущих выборах «элиты» объединялись против Сандерса. Например, перед дебатами на CNN Хиллари Клинтон получила вопросы заранее. На этих выборах все проигравшие праймериз кандидаты поддержали Байдена, и даже прогрессивная Элизабет Уоррен не присоединилась к Сандерсу. Поддержка кандидатуры Байдена — это фактически игра на стороне Трампа. Увы, элиты предпочтут проиграть Трампу, только бы не дать Сандерсу выиграть. И тогда американские выборы будут феноменальные — битва тупости с деменцией.

«Мы живы, мы еще очень даже живы!» — радостно кричал Джо Байден, который действительно как будто с политического того света вернулся на первую позицию праймериз. Все же поддержка ему была оказана немыслимая, вся элита сплотилась против Сандерса.

И на этом уже можно было бы выключить предвыборный сериал как предсказуемый, если бы в марте в него неожиданно не вторглась новая драматургическая коллизия — COVID-19. .

В своих первых дебатах «один на один» Сандерс и Байден вообще много говорили об эпидемии. Как и все политики. Трамп, например, пообещал, что все американцы смогут получить лечение от коронавируса. А вот страховые компании заявили, что ничего подобного, речь только о бесплатных анализах. И тут, конечно, Сандерс со своим Medicare for all вне конкуренции. Потому как не так много жителей богатейшей и влиятельнейшей страны мира, так уж получилось, могут надеяться на то, что получат необходимое лечение. Они, кстати, также не могут надеяться на пособия, оплачиваемые отпуска и больничные. Только лишь на «радикальную» и «экстремистскую» программу Сандерса, считающего, что каждый имеет право на медицинскую помощь, а не только те, у кого есть деньги.

Число заболевших в Штатах быстро растет, и тревога из-за абсолютной незащищенности и уязвимости может победить и заговор элит, и утверждения политиков, что программа «Здравоохранение для всех» несостоятельна и убыточна для страны.

За предвыборным сериалом снова интересно наблюдать. Но в принципе при любой развязке Сандерс в каком-то смысле уже победил.

Он, безусловно, больше, чем кандидат. Берни Сандерс — движение, вокруг которого объединяются прогрессивные силы и широкие массы. Это движение можно было бы назвать строчками из его предвыборных лозунгов: «Битва за справедливость. Справедливость для всех, а не для 1%». Это движение хорошо тем, что если Сандерс не дойдет до выборов, то из его среды выдвинется новый кандидат, и не один. Например, та же Александрия Окасио-Кортес.

Он заставил всех кандидатов на праймериз говорить только на свои темы и спорить только с ним. Выступая против налогового закона Трампа, Сандерс даже произнес фразу «классовая война». Когда вообще кандидат в президенты США говорил, что в стране идет классовая война? А о своем выдвижении заявил: «Эта кампания — сообщение миллиардерам: вы не можете обладать всем!»

Сандерс, безусловно, поменял политический ландшафт Америки, политическую повестку, политическую риторику. Он также уже выиграл битву за молодое поколение. Поколение, которое больше не верит в американскую мечту.