ЕС ослабил санкции в отношении российской авиаотрасли

ЕС снял запрет на поставки России части товаров для авиационной отрасли

Пассажирские самолеты Boeing 737-800 Илья Наймушин/РИА Новости
Совет Евросоюза скорректировал ограничения на поставки ряда товаров для авиационной отрасли: европейским компаниям разрешили экспортировать продукцию в Россию, но лишь в той степени, в которой этого требуют стандарты безопасности ИКАО. На фоне кризиса в российской авиаотрасли в РФ могут вернуться самолеты модели Boeing 737 MAX, повторная сертификация которых в стране так и не была произведена. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».

Совет Евросоюза 21 июля утвердил седьмой пакет санкций в отношении России, в том числе частичный запрет на импорт золота. При этом в рамках нового пакета европейские власти скорректировали ограничения на поставки некоторых товаров и оказание услуг российской авиационной отрасли.

Как говорится в заявлении Совета Европы, подобные послабления связаны с международными стандартами авиабезопасности ИКАО. «Техническая помощь России для авиационных товаров и технологий будет разрешена в той мере, в какой это необходимо для обеспечения работы по установлению технических промышленных стандартов Международной организации гражданской авиации», — подчеркивают в СЕ.

Кроме того, запрет на заключение каких-либо сделок с российскими государственными организациями «будет несколько ослаблен». ЕС также сделает исключения для сделок с сельскохозяйственной продукцией. «ЕС стремится избегать любых мер, которые могут привести к снижению уровня продовольственной безопасности во всем мире. Ни одна из мер, принятых сегодня или прежде по причине действий России по дестабилизации ситуации на Украине никак не касаются торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, включая пшеницу и удобрения, между Россией и третьими странами», — отмечается в заявлении.

Ограничения также не помешают третьим странам и их гражданам, работающим за пределами ЕС, покупать российские лекарства и медицинские изделия.

«ЕС твердо поддерживает Украину и будет продолжать оказывать значительную поддержку общей экономической, военной, социальной и финансовой устойчивости Украины, включая гуманитарную помощь», — заключают в СЕ.

Boeing 737 MAX вернутся

В Россию скоро снова смогут летать самолеты модели Boeing 737 MAX, Центр аэронавигационной информации уже опубликовал соответствующее уведомление (NOTAM). Авиационные власти РФ официально о снятии запрета на полеты лайнеров не объявляли. Пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций накануне сообщила, что Россия разрешила белорусским компаниям выполнять в своем воздушном пространстве полеты Boeing 737 MAX.

При этом запрет снимается только для компаний из стран-«друзей», для перевозчиков из «недружественных стран» он по-прежнему действует.

Полеты Boeing 737 Max стали запрещать по всему миру после двух крупных катастроф, произошедших в Индонезии и Эфиопии с перерывом всего в пять месяцев — в 2018-м и 2019-м году. После долгого расследования в компании признали, что причиной крушений стала некорректная работа вспомогательной программы (MCAS), которая принудительно меняла положение стабилизатора самолета.

В итоге программа была изменена, и в ноябре 2020 года самолет Boeing 737 Max был вновь допущен к полетам в США, а чуть позже — в ЕС. В России повторную сертификацию судна не проводили.

По данным сервиса Flightradar, Boeing 737 Max есть в авиапарках Turkish Airlines, SСAT из Казахстана, Belavia из Белоруссии и других. После выпуска NOTAM самолет Belavia накануне уже пролетел над территорией Росcии. Лайнер выполнял рейс МинскТбилиси.

Санкции VS авиаотрасль

После начала российской спецоперации на Украине ЕС наложил запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиаперевозчикам. Европейским компаниям также запретили оказывать услуги по страхованию и техническому обслуживанию. Кроме того, страны Европы, Канада и США практически сразу закрыли свои воздушные пространства для российских самолетов.

В начале марта американская Boeing приостановила поставки запчастей и техническое обслуживание своих самолетов у российских авиакомпаний. Вскоре такие же меры принял европейский авиагигант Airbus.

В черный список по воздушной безопасности ЕС включили 21 российскую авиакомпанию, в том числе крупнейшие — «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Уральские авиалинии» и Utair.

По данным Минтранса на начало марта, российские авиакомпании эксплуатировали 1367 самолетов, из них в иностранных реестрах были зарегистрированы больше половины — 739. Россия уже перевела их в отечественный авиационный реестр.