Основной проблемой при реализации программы водородного перехода станет вопрос транспортировки. Допустимы два варианта: перевозка топлива в сжиженном виде или в составе метан-водородных смесей. Наиболее реалистичным выглядит второй сценарий. Однако он чреват высокими затратами на строительство инфраструктуры, подчеркнул старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
«Новые полимерные трубы помогут избежать рисков возгорания водорода внутри европейской ГТС. Ключевая проблема, что таких труб потребуется проложить на тысячи километров. Де-факто европейцам понадобится создать еще одну ГТС. Это будет стоит Евросоюзу минимум €100-200 млрд», — объяснил Кондратьев.
Дороговизна производства «зеленого» водорода приведет к тому, что Евросоюзу придется доплачивать миллиарды евро укладчикам новой ГТС. В свою очередь, более бедным восточноевропейским странам ЕС нужно будет выделять субсидии на прокладку участков новых трубопроводов, предположил Кондратьев.
«Газотранспортная система Австрии и Центральной Европы создавалась на протяжении последних 30-40 лет. Заменить все трубы за 5-10 лет означает беспрецедентный масштаб капиталовложений на прокладку сотен тысяч километров новой ГТС. Без выплат серьезных премий компаниям-застройщикам сделать это будет невозможно», — заключил собеседник «Газеты.Ru».
Модернизация ГТС и риски взрывов
Для транспортировки водорода нужна регулярная модернизация изношенных участков, подчеркнул директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. В этом случае необходимость строительства «дублера» действующей европейской ГТС исчезает.
«Однако даже с учетом модернизации ГТС по трубам будет в среднем поступать лишь 10-20% водорода. Современные трубопроводы могут пропускать до 30-40%, но таких участков ГТС в ЕС ничтожно мало», — объяснил Громов.
Сильная изношенность проблемных участков ГТС, в свою очередь, грозит риском локальных техногенных катастроф, заявил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, водород обладает крайне агрессивными свойствами при взаимодействии с металлами, включая сталь.
«Отсутствие должного ухода за трубами может привести к коррозии труб и масштабным взрывам. А строительство полимерных труб обойдется ЕС в разы дороже традиционных стальных конструкций. В идеале нужны бесшовные трубы», — заключил Фролов.
Проводить эвакуации людей при взрывах на участках ГТС не придется, однако это чревато выбросом в атмосферу вредных веществ вроде углекислого газа, добавил Кондратьев.
Ветряные станции — не помощники
<3>
Сейчас лидером по производству водорода в ЕС является Германия, сообщил Громов. Проблема в том, что она производит «серую» разновидность топлива, для которой требуется большое количество угля и метана. Это противоречит европейской стратегии «чистого» энергоперехода, для которой нужен «зеленый» водород.
«Самая большая часть затрат при производстве «зеленого» водорода — стоимость электроэнергии.
Работа ветряных станций носит крайне неравномерный характер. Высокая выработка энергии на этих объектах длится в лучшем случае пару месяцев в году. Большую же часть времени наблюдается нехватка электричества, необходимого для производства «зеленого» водорода», — объяснил Громов.
Именно по этой причине в мире сейчас производится малое количество «зеленого» водорода — порядка 85 млн тонн.
«В настоящее время только в Siemens заявили о готовности заменить инфраструктуру на газовых электростанциях. Однако для этого нужно будет переоснастить хотя бы 100 ГВт газовых электростанций новыми силовыми установками, работающими на газоводородной смеси. К 2027 году это будет невозможно сделать, поэтому планы Австрии — вилами по воде писаны», — отметил эксперт.