В Госдуме сейчас готовятся к принятию во втором чтении поправки в Налоговый кодекс. Изменения коснутся льготных условий ведения бизнеса на Курильских островах и создания там свободной таможенной зоны.
Как выяснила «Газета.Ru», законопроект, внесенный правительством, скорее всего, придется дорабатывать. Документ вызывает вопросы и у депутатов, и у экспертов.
Например, правовое управление Госдумы в заключении на законопроект обратило внимание, что определение особой экономической зоны (ОЭЗ) через географическое наименование «Курильские острова» не вяжется с действующим законом об ОЭЗ, принятым в 2005 году.
В законопроекте не было определено, включаются ли в данную зону примыкающие к Курильским островам внутренние морские воды?%
«Индивидуальные предприниматели законопроектом к числу резидентов особой экономической зоны не отнесены», — указывается также в заключении правового управления.
В Сахалинской областной думе имеют свои пожелания к законопроекту. Одно из них — снять запрет на добычу песка и строительного камня в прибрежных водах. В противном случае не получится построить больше дорог, жилья, офисов, логистических центров.
«На Сахалине 90%, а на Курильских островах 100% месторождений песка и более 50% месторождений строительного камня расположены в пределах водоохранной зоны моря. Невозможность добычи инертных строительных материалов на территории области приводит к необходимости их доставки с материковой части РФ, что повышает стоимость строительства», — говорится в заключении на законопроект.
Ежегодно на поставку строительных материалов на Курильские острова (только для целей строительства жилья) из бюджета выделяются субсидии в размере более 100 млн. рублей, уточняют областные депутаты.
Первое чтение законопроекта состоялось 17 января. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, представители бизнеса с момента регистрации на территории Курильских островов «в течение 20 лет не будут признаваться налогоплательщиками налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций».
Кроме того, курильский бизнес будет иметь право применять пониженные тарифы страховых взносов — 7,6% вместо 30%. Еще одна важная преференция — законопроектом устанавливается возможность применять на Курилах процедуру свободной таможенной зоны.
Но предусмотрен ряд ограничений. Налоговые преференции не распространяются, например, на производство подакцизных товаров; на бизнес, связанный с добычей и переработкой углеводородов. Не планируются предоставлять преференции и для проектов по вылову ценных видов морских моллюсков, ракообразных (за исключением артемии и креветок).
Льготы при этом будут предоставляться автоматически, если компания не имеет обособленных подразделений, находящихся за пределами Курильских островов. А также, если компания, зарегистрировавшись на Курильских островах, не начнет заниматься посреднической деятельностью.
Третье условие: доля доходов компании от пассивной деятельности (например, процентный доход по долговым обязательствам) не превышает 10% от всех доходов, учитываемых при определении размера налога на прибыль.
Законопроект не случайно ограничивает преференции компаниям, ведущим торгово-посредническую деятельность, отмечает директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем ВШКУ РАНХиГС Вилен Вардапетян. «Эти ограничения внесены в законопроект, чтобы избежать риска офшоризации региона», — говорит Вардапетян.
Он согласен с мнением о том, что новый закон «может стать драйвером для развития регионального туристического потенциала».
Эксперт НИУ ВШЭ Евгений Куценко уточняет, что сейчас намечаются очередные стимулы, связанные с добычей или эксплуатацией уже имеющихся природных ресурсов. «Льготы, преференции — хороший шаг. Но Дальний Восток уже стал де-факто меккой для разного рода льготных режимов: помимо территорий опережающего развития (ТОР), это особые экономические зоны (ОЭЗ), Свободный порт Владивосток, это технологическая долина на острове Русский, это преференции, относящиеся к арктической зоне», — перечисляет Куценко.
Но вдохнуть в территорию экономическую жизнь могут только люди: молодежь, активные профессионалы, предприниматели, инвесторы… Проблема именно в том, как привлечь на Курилы профессионалов своего дела, или хотя бы остановить отток населения с Дальнего Востока, считает эксперт.
Против офшоризации Курил
По его мнению, одна из возможных альтернатив — мультинациональный правовой режим, представляющий инвесторам право использовать регуляторные нормы той страны, откуда они приехали. Идея в том, чтобы бизнес буквально не ощущал границ при организации бизнеса. Это касается не только налогов, но и проектирования, и строительства объектов, и найма персонала.
Нечто подобное реализуется в Сколково на базе Московского медицинского кластера израильской клиники «Хадасса». Там действуют международные нормы ведения бизнеса, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Для ремейка «Властелина колец»
Глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков 19 января выразил уверенность, что преференционный режим на Курильских островах примут в весеннюю сессию. Заодно детализировал замысел этого законопроекта. «Помимо традиционных участников рыбной отрасли будем делать упор на туристические проекты. Курилы – это необыкновенно красиво», — сказал министр.
Он считает, что острова не уступят по красоте природы Новой Зеландии. «В Новой Зеландии снималась трилогия «Властелин колец». Мы заинтересованы в таких проектах на Курилах, приглашаем как российские, так и международные творческие группы, киностудии», — объявил министр. Он выразил надежду, что его услышат и в Японии, что инвесторы из этой страны также будут развивать бизнес на Курилах.
В Госдуме уверены, что ко второму чтению законопроект будет доработан с учетом большинства высказанных пожеланий. «Можно много предлагать, где и как улучшить законопроект. В том числе и в части рыбной ловли, аквакультуры, тризма. Но не сомневаюсь, бизнес найдет себе ниши для применения своих усилий по этому закону, в том числе и японский бизнес», — сказал «Газете.Ru» первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
Депутат считает, что 20-летний срок преференций, если он считается экспертами недостаточным, можно будет потом продлить. При условии, что закон за годы реализации докажет свою эффективность.