Сохранить уникальный облик: как «Норникель» помогает обновить Норильск

Для обновления Норильска проведут архитектурный конкурс

Александр Кряжев/РИА «Новости»
Старший вице-президент компании «Норникель» Лариса Зелькова рассказала «Газете.Ru» о том, зачем градообразующие предприятия инвестируют в развитие регионов, в которых они работают, и о том, что они получают взамен.

- «Норникель» уже много лет финансирует проекты в Норильске, могли бы подвести итоги, что сделано за эти годы?

- Предприятие возникло раньше, чем Норильск. Наше первое производство там было создано еще в 30-е годы. На протяжении 85 лет компания фактически несла основную нагрузку по поддержанию жизнеспособности и сохранению города. В прошлом году родилась идея запуска большой программы, связанной со строительством нового жилья и реконструкцией уже построенных домов. Для того, чтобы эта программа состоялась, в феврале этого года было подписано четырехстороннее соглашение между Российской Федерацией, Правительством Российской Федерации, правительством Красноярского края, администрацией города и компанией «Норникель». Его совокупный бюджет – 120 млрд руб. Это одна из самых больших программ реновации нашей страны. Даже скажу так – после Москвы самая большая. Нам предстоит проделать большую работу, связанную с реконструкцией самых разных инженерных сетей, построить новые дома. И это все — в срок до 2024 года.

- 120 млрд до 2024 года?

- Да. Соответственно, сейчас администрация города совместно с Агентством развития Норильска объявляет большой международный конкурс на поиск интересных, концептуальных и архитектурных решений. У города уже есть свой уникальный облик: в Советском Союзе архитекторы из Ленинграда, которые проектировали центральную часть города, получили за этот архитектурный проект госпремию.

Поэтому нам важно сделать то новое, что мы построим, органичным, добавляющим существующему облику города современность, красок и комфорта. Чтобы норильчане видели элементы того, что всегда было визитной карточкой города. Центральная часть города похожа на некоторые районы Петербурга, и это читаемое сходство всегда было предметом гордости для норильчан. Мы сохраним эту уникальность и добавим ей современных технологий.

- Петербург - это город изначально построенный в одной концепции. В Норильске так же будет?

- Да, поэтому сейчас будет объявлен конкурс для того, чтобы эту цельную концепцию наложить на новые проекты. Только до 2024 года нам предстоит построить порядка 20 новых домов — это очень большой объем для Норильска.

- Какие параметры будут у этого открытого архитектурного конкурса?

- Они скоро будут объявлены.

- Почему коммерческие компании должны участвовать в таких социальных проектах - не хватает собственных бюджетов регионов?

- К четырехстороннему соглашению на 120 млрд рублей, которое я упоминала, «Норникель» дополнительно выделяет 150 млрд руб. на другие связанные с развитием Норильска и качественной городской средой проекты. Я думаю, что градообразующие предприятия, такие как «Норникель», всегда вовлечены в развитие территории, на которой они находятся. Качество городов является важнейшим фактором для того, чтобы привлекать и удерживать качественных профессиональных сотрудников.

Люди, которые готовы работать в наших сложных климатических условиях, конечно хотели бы жить в комфортном, удобном, экологически безопасном окружении. И это нормально, для нас это вызов, который нам всем вместе предстоит реализовать.

- То есть, это можно расценивать для компании как инвестиции в человеческий капитал?

- Безусловно. Я думаю, что компания получает социальный капитал, качественную репутацию и возможность привлекать лучших сотрудников.

- Средства, которые «Норникель» направит на социальные проекты будет в размере 80 млрд - больше, чем было выделено в предыдущие 10 лет. Почему принято решение увеличивать расходы?

- Нельзя так сравнить. Например, в 2020 году компания на различные социальные проекты, а также благотворительность и связанные с ней расходы, потратила 30 млрд. рублей. Те 80 млрд рублей, о которых мы сейчас говорим, это расходы на четыре года вперед. С каждым годом объем средств, который компания выделяет на социальное направление, увеличивается.