Доходы от рекламы того или иного товара в блогах или в постах соцсетей могут быть обложены налогом. Причем налог будут уплачивать за физических лиц сами интернет-площадки, это, прежде всего касается, таких сайтов, как Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), YouTube, Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), Twitter, TikTok, сообщают «Ведомости» со ссылкой на план Минцифры по развитию отрасли информационных технологий в России.
В документе отмечается, что такая инициатива приведет к повышению налоговых отчислений от деятельности российских блогеров в российскую казну.
В роли исполнителей проекта должны выступить непосредственно само Минцифры, а также Минфин, Минэкономразвития и ФНС.
По оценкам компании BloggerBase, за 2020 год только те блогеры, которые работают с производством видеоконтента, заработали в России около 18 млрд руб. Коронавирусные ограничения прошлого года вызвали повышенный интерес у россиян к просмотру различного контента в интернете. В результате, количество рекламы в интернете, в том числе через социальные сети, резко выросло.
«Интеграции рекламных сообщений в блогерский контент – это охватный и эффективный инструмент, который рекламодатели охотно используют, но маркетинг в соцсетях сегодня выглядит как фрагментированный «дикий Запад» – этот рынок пока еще формируется, — цитирует газета президента ассоциации интерактивной рекламы IAB Russia Бориса Омельницкого.
— Блогерские платформы и продюсерские центры публикуют цифры, которые отличаются в разы: диапазон от 2,4 млрд до 18 млрд руб. в 2020 г. Все подходы и оценки вызывают интерес, но требуют верификации и согласованной методики оценки рынка».
Как правило, блогеры, которые рекламируют тот или иной товар, получают деньги за свои услуги на личный счет. Это может быть карточка привязанная к иностранной валюте либо рублевый счет в банке, отмечает директор юридической компании «Юрвиста» Андрей Петропольский.
«Банк и налоговая не квалифицируют такой платеж как коммерческий, и если сумма не попадает под финмониторинг, т.е. она менее 500 тыс. рублей, то по факту никто ею не интересуется и не отслеживает, откуда она пришла», — объясняет он.
В то же время, по мнению юриста, сложно установить, какой объем средств таким образом прошел мимо фискальной системы государства, но предположительно фискалы упускают миллиарды необлагаемых налогом рублей ежегодно, поскольку больше половины рекламы переместилось в интернет. А на этой площадке блогеры — это основные игроки рынка рекламы, отмечает Петропольский.
В то же время идею Минцифры сложно реализовать на практике, поскольку в YouTube, Twitter, Instagram, «ВКонтакте», TikTok и «Одноклассниках» очень много анонимных аккаунтов,
объясняет глава Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
«Сначала нужно сделать так, чтобы иностранные компании открыли в России свои полноценные представительства, выполнили ранее принятые законы, и только потом есть смысл выдвигать к ним новые требования», — посоветовал Зыков.
С проблемой налогообложения блогосферы столкнулась не только Россия, аналогичные вопросы возникают и у западных коллег российских налоговиков, отмечает руководитель практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка. По ее мнению, необходимо обязать иностранные компании в автоматическом режиме подавать информацию в ФНС о резидентности налогоплательщиков.
Для этого, по словам Семеняки, нужно распространить банковскую практику на социальные сети и прочие платформы, где блогеры получают доходы.
Инициативы министерства цифрового развития направлены на изыскание дополнительных денег от IT-индустрии, которые помогут компенсировать выпадающие в результате налогового маневра доходы бюджета в объеме более 40 млрд рублей в год, сообщают «Ведомости».
Благодаря маневру достигается снижение социальных взносов в IT-отрасли с 14 до 7,6%, а налога на прибыль — с 20 до 3%, отмечает издание. Среди других вариантов по возмещению выпадающих доходов — введение налога для иностранных IT-фирм на данные россиян, которые используются для адресной рекламы, и для зарубежных структур, нанимающих российских программистов на удаленку.