«В ГИБДД недопонимают»: почему в России плохо умеют водить

Опрос: 70% россиян управляют машиной на «двойку» или «тройку»

Depositphotos
Подавляющее большинство автомобилистов России имеет невысокий уровень водительского мастерства. Об этом говорят данные опроса, проведенного класcифайдом «Дром». Ежегодно на дорогах страны погибает огромное количество экономически активного населения, сопоставимое по числу с небольшим городом. Помимо эмоциональной составляющей, плохая подготовка водителей и как следствие высокая смертность в ДТП наносят большой экономический ущерб экономике страны, говорят эксперты.

В России крайне низкий уровень подготовки водителей, установили аналитики сайта «Дром». В ходе общероссийского опроса 14 тыс. респондентов, обладающих автомобилями, выяснилось, что 44% из них свой водительский класс оценивают на три балла из пяти возможных. Отметку два и один балл поставили себе 18% и 7% автомобилистов соответственно.

Таким образом, 69% российских водителей имеют невысокий класс водительского мастерства.

Чуть больше четверти респондентов оценили свой водительский уровень на «четверку», и лишь 5% отмели, что водят автомобиль «отлично».

Эксперты «Дрома» проводят этот опрос не в первый раз, и сопоставление с результатами аналогичного исследования 2016 года показывает, что автовладельцы стали водить еще хуже. Четыре года назад отметки в «четыре» и «пять» баллов поставили себе 37% респондентов, против 31% в этом году.

Исследование также показало, что наиболее умелые и дисциплинированные водители проживают в Тюменской области. А самые низкие показатели у автомобилистов Якутии, Воронежской области, Бурятии и Москвы.

В России в прошлом году на дорогах погибло 17 тыс. человек, из которых около 5 тыс. — это пешеходы, свидетельствует статистика ГИБДД. Травмы различной степени тяжести в авариях получили 211 тыс. человек,

в подавляющем большинстве случаев виновниками дорожных инцидентов стали водители, сообщает ведомство.

Низкое водительское мастерство напрямую связано с качеством подготовки учеников, но государство до сих пор не может выработать правильный подход в решении этой проблемы, убежден президент «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Собеседник отмечает, что, к примеру, в Германии подготовка водителя имеет комплексный характер. Это касается в первую очередь обучения самих преподавателей, которые в ФРГ дают ученикам практические навыки вождения.

«Этот тьютор, что он делает? Он садится в машину с учеником, часа два с ним катается, а после назначает для него персональную программу: кому три часа, кому-то дает 20 часов площадки, а кому-то говорит: «Вы не подходите к обучению, потому что слишком агрессивны», — сказал в разговоре с «Газетой.Ru» Лобарев.

В России все проблемы упираются в некачественные программы по подготовке водителей, убежден эксперт. В «Гильдии автошколы» обеспокоены тем, что в учебном процессе, где основной элемент — практика вождения, ей отдано лишь 15% учебного времени по программе.

Остальное освоение навыков кандидатом в водители проходит у школьной доски и на закрытой площадке, где отсутствует другой транспорт.

«Мы считаем, что в Минпросвещения и ГИБДД недопонимают, что за рубежом другие программы. У нас обязательны упражнения «горка», «эстакада», количество часов уделенных этим занятиям. А за рубежом в основном определены критерии, по которым можно считать водителя безопасным, а уж как это достигается — это отдается на откуп обучающим», — заметил Лобарев.

С коллегой соглашается ведущий тренер Центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-класс» Алексей Колонтай. По его словам, в России есть только два критерия оценивающие уровень квалификации водителя:

водительский стаж и открытые в правах категории для управления теми или иными транспортными средствами.

Еще одна причина низкого водительского мастерства в России — полное отсутствие системы переподготовки и поддержания квалификации, убежден Алексей Колонтай. Единственный автодром в России высокого уровня, который осуществляет такую работу, находится в Старой Купавне. Однако там проходит обучение только представителей спецслужб, простых граждан туда не допускают, заметил эксперт.

Экономический ущерб

Глава «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев уверен, что в правительстве все еще нет понимания насколько негативно высокая аварийность сказывается на экономике страны. Потеря кормильца, наступления летального исхода или получения инвалидности — последствия аварий расходятся огромными социально-экономическими кругами. Эти несчастья, помимо прочего, ложатся экономическим обременением на государство.

«Тяжелая авария с пострадавшими — это большие круги: возможная продажа недвижимости, потеря денег, статуса. Появление неполноценных семей, их банкротства и многие другие проблемы», — сказал эксперт.

По оценкам старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Екатерины Решетовой экономический урон от ДТП оценивается от 2% до 5% от ВВП России. Столь высокий разброс сотрудник ВШЭ объясняет тем, что в нашей стране не существует единой методики подсчета урона от дорожного происшествия.

«И есть еще такая категория, как стоимость человеческой жизни, которую разные организации оценивают по-разному. И до настоящего времени единого подхода не утверждено», — приводит «Коммерсант FM» слова Решетовой.

Два года назад Финансовый университет при правительстве РФ проводил исследование, задачей которого было оценить «стоимость человеческой жизни в России с учетом морального ущерба». Тогда ученые подсчитали, что в начале 2018 года она составляла 46,9 млн рублей.

По оценкам ВШЭ, величина ущерба непосредственно для государства от потери человеческой жизни может составлять примерно 9 млн руб. (оценка на сентябрь 2019 года).

«Эти цифры достаточно высокие, по всем документам они обычно занижаются. Но чем более полно оценивается человеческая жизнь и ущерб от ДТП в государстве, тем, считается, экономика более развита у этого государства, более состоятельна», — отмечала Решетова .

Подобные оценки чрезвычайно важны. К примеру, в США такие данные указываются в научных исследованиях и прикладных расчетах для проектировании мер безопасности на предприятиях. Основываясь на данных судебной практики ученые отмечают, что жизнь американца оценивается существенно выше — от $4,7 млн до $9 млн, сообщал Финансовый университет.