СП предложила правительству России изменить подход к выделению бюджетных средств на содержание автомобильных дорог в России, пишет «Прайм» со ссылкой на отчет ведомства по результатам проведенной проверки.
Аудиторы отметили, что на региональные дороги тратится в 8 раз меньше средств, чем на федеральные: по итогам прошлого года содержание одного километра федеральных трасс обходилось в 2,2 млн руб., в то время как на километр региональных дорог приходится всего 288 тыс. руб. Это при том, что
протяженность региональной сети в 10 раз превышает аналогичный показатель федеральных трасс: 508,2 тыс. км против 57,2 тыс. км соответственно.
И хотя в целом количество дорог, соответствующих установленным нормативам растет, региональная сеть развивается гораздо медленнее: за последние два года их доля выросла только на 1,1% – до 44,2%. Для сравнения, аналогичные показатели по федеральным трассам составляют 7 и 84,8% соответственно.
«Счетная палата предложила правительству пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог федерального значения, а Минтрансу совместно с Росавтодором – нормативно закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на содержание автодорог», – цитирует «Прайм» мнение аудиторов СП, приведенное в отчете.
Эксперты СП увидели корень проблемы в том, что
в законе на данный момент установлен только общий норматив бюджетных ассигнований, применяющийся при формировании федерального бюджета на очередной год.
Но в нем никак не закреплены критерии отнесения дорог к определенному уровню их содержания и соответствующие механизмы, по которым Росавтодор распределяет бюджетные средства по подведомственным учреждениям, занятым обслуживанием дорог.
Особое внимание в своем отчете СП уделила качеству проведения госзакупок: как пишет «Прайм»,
ведомство отметило множественные нарушения федерального закона № 44-ФЗ в отношении планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания соответствующей документации
и так далее. При этом в расчетах необходимых бюджетных ассигнований Росавтодора иногда учитывались фактически отсутствующие участки дорог.
Кроме того, в проводимых Росавтодором закупках был отмечен крайне низкий уровень конкуренции среди организаций, занятых работами по содержанию региональной и федеральной дорожной сети.
«Экономия по результатам торгов составила не более 1%, основная доля всех госконтрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта», – указано в отчете СП.
Плати или страдай
По данным недавно проведенного «Росгосстрах банком» исследования, на которое ссылается РИА Новости, почти половина российских автовладельцев недовольна качеством дорог в стране: об этом заявили 47% опрошенных.
Еще 32% водителей выразили недовольство большим количеством камер фиксации нарушений, 28% негативно отозвались о пробках и светофорах, а 23% пожаловались на отсутствие грамотных дорожных развязок. Меньше всего водителей – 13% от опрошенных – плохо относятся к существующим скоростным ограничениям.
В совокупности все эти проблемы приводят к тому, что
россияне все чаще предпочитают передвигаться по платным дорогам, причем выбор маршрута в большей степени зависит от стоимости проезда по ним.
Так, 51% опрошенных автовладельцев готовы тратить на разовый проезд не более 100 рублей. До 500 рублей готовы отдать 19%, а до 1 тыс рублей – только 6%. При этом число водителей, готовых тратить более 1,5 тыс рублей за проезд, составило 4%, но при условии, что поездка по платной дороге будет комфортнее, чем по обычной.
Самыми экономными по результатам исследования оказались жители Ростова-на-Дону и Краснодара: за удешевление проезда по платным дорогам там высказались 63 и 60% водителей соответственно.
Меньше всего стоимость платного проезда беспокоит автовладельцев из Казани и Екатеринбурга: там платить за комфортную езду по дорогам более 1,5 тыс рублей готовы 7% опрошенных.
Всего в России ежедневно пользуются платными дорогами только 11% автомобилистов. Подавляющее большинство – 47% – ездит по ним от силы несколько раз в год.