Коронавирус и неопределенность в экономике повлияли на спрос на автомобили у европейцев. Продажи новых авто в странах Евросоюза упали в мае на 52,3%, или в 2,1 раза, и составили немногим более 581 тыс. по сравнению с 1,2 млн в мае прошлого года, свидетельствуют обнародованные в среду, 17 июня, данные Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA).
Ранее в апреле продажи авто рухнули к соответствующему периоду прошлого года еще более драматично — в 4,2 раза. То есть, в мае падение даже замедлилось на фоне некоторого ослабления карантинных мер.
Тем не менее, снижение майских продаж было зарегистрировано во всех без исключения странах ЕС. Сильнее всего продажи рухнули в тех государствах, которые сильнее пострадали от пандемии и, соответственно, ввели строгий карантин.
Ковидное поведение водителей
«На каждом из 27 рынков ЕС в мае было зарегистрировано снижение, которое выражалось двузначными показателями, хотя падение было менее драматичным, чем в апреле. В Испании наблюдалось наибольшее снижение среди четырех основных рынков ЕС — минус 72,7%», — говорится в отчете ACEA.
Более чем вдвое упали продажи во Франции (- 50,3%), и менее чем в два раза в Италии (- 49,6%) и даже в самой богатой Германии (- 49,5%).
За пять месяцев (январь - май) спрос на новые автомобили в ЕС сократился на 41,5%, или в 1,7 раза, — до 3,3 млн единиц.
Среди компаний наиболее существенное падение продаж в мае было отмечено у японских Nissan — на 58,9% и Honda — на 58,7%, а также у французской PSA Group - на 56,4%. Наименее существенное зафиксировано у Mitsubishi — на 41,9%.
Реализация автомобилей лидирующей германской группы Volkswagen уменьшилась на 52,4%, до 145,2 тыс. машин. Volkswagen в марте останавливал свои заводы в четырех странах Европы — VW в Испании, Португалии, Словакии и Lamborghini и Ducati в Италии. Руководство VW Group пришло к выводу, что рабочие на заводах не могут находиться на безопасном расстоянии друг от друга. Для того, чтобы предотвратить заражение было рекомендовано приостановить производство.
Кроме опасений за здоровье сотрудников причиной приостановки производства в марте стало обвальное падение спроса на автомобили и разрыв глобальных цепочек поставок, сообщала Deutsche Welle (организация включена Минюстом в список иноагентов).
С апреля производство на заводах концерна постепенно восстанавливается. Возобновили свою работу предприятия, на которых производят компоненты для автомобилей, в том числе в Китае, США, в Латинской Америке и Южной Африке.
Напомним, VW Group владеет брендами Audi, Bentley, Bugatti, Ducati, Lamborghini, Porsche, Seat и Skoda.
Свернули на обочину
Главный конкурент Volkswagen на европейском рынке, французская PSA Group, сократила продажи на 56,4%, до 91,1 тыс. автомобилей.
Другой французский автопроизводитель - группа Renault — зафиксировал снижение продаж на 52,5%, до 69,2 тыс. машин.
Реализация автомобилей германского концерна BMW снизилась на 50,4%. Volvo — на 47,7%. Daimler — на 49,6%, Ford — на 53,6%,
Азиатские производители авто повторяют траекторию снижения продаж своих европейских конкурентов. Корейская Hyundai сократила продажи в ЕС в прошлом месяце на 47,8%, японская Toyota — на 49,7%.
2019 год европейским лидерам удалось закончить в скромном, но плюсе. Продажи легковых автомобилей в прошлом году в ЕС выросли на 1,2% — до 15,3 миллиона авто.
Статистика за май по российском рынку также негативная. В прошлом месяце в России было продано 67 813 легковых автомобилей что на 51,8% меньше, чем в мае прошлого года. Самым популярным автомобилем 14-й месяц подряд становится Lada Granta. Lada Vesta — вторая по популярности. Тем не менее, продажи Lаda снизились в мае на 46% до 15 580 единиц, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
По итогам мая стало известно, что бренд Lada российского автогиганта «АвтоВАЗ» покинул рынок Евросоюза из-за ужесточения экологических стандартов по выбросам.
Эту информацию «Газете.Ru» подтвердили 2 июня в компании «АвтоВАЗ». Lada поставлялись в Европу со времен СССР.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер объяснял негативную динамику российского авторынка закрытием автосалонов из-за коронавируса. То есть, продаж не было, но технические центры смогли возобновить работу, и, соответственно, поток клиентов начал понемногу расти.
«Мы рассчитываем, что в июне на фоне начавшегося ослабления ограничений на большей части территории страны ситуация слегка улучшится, что положительно повлияет на устойчивость дилерской сети», — сказал Шрайбер.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что по итогам этого года продажи новых авто в России не имеют шансов вернуться на прошлогодний уровень.
Берите автохлам и радуйтесь жизни
Доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов считает, что динамика продаж авто в России полностью будет зависеть от уровня распространения коронавируса.
Но даже при благоприятном стечении обстоятельств падение продаж на 20% можно будет считать «относительно мягким». «Самый пессимистичный сценарий по 2020 году — минус 50% продаж», — говорит эксперт.
«Ожидаем по итогам года, что российский авторынок сократится на 35 - 40% в сравнении с 2019 годом», — прогнозирует экономист «БКС Премьер» Антон Покатович.
Грибов считает, что дилерские центры исчерпали возможности снижения цен, поэтому покупателям в перспективе не стоит рассчитывать на более выгодные предложения, чем сейчас. «Непростая ситуация была уже в прошлом году, лимиты маркетинговых схем снижения цены весьма ограничены, поскольку дилерские центры и автокомпании использовали их непосредственно до пандемии», — говорит Грибов, добавляя, что рассчитывать на скидки сейчас можно будут только при условии поддержки со стороны правительства.
Скорее всего, в ближайшее время стоит ожидать роста цен на авто, если только рубль не сможет укрепиться к евро и доллару. Продажи новых иномарок в России и вовсе обречены на провал из-за слабого рубля, отмечает Покатович из «БКС Премьер».
Немного лучше ситуация может оказаться на вторичном рынке. Вторичный рынок всегда оживает раньше, чем рынок новых автомобилей. «Этого сейчас все очень ждут и надеются на оживление – первый сигнал того, что платежеспособность и спрос восстанавливаются. Возможно, об этом можно будет говорить осенью», — прогнозирует Грибов.