На заседании в среду, 12 февраля, правительство определилось, как оно будет выполнять планы по реализации нацпроектов. «Просил бы всех ускориться», — сразу заявил премьер, предложив до 20 февраля уточнить все планы по выполнению национальных проектов.
Он попенял прежнему составу правительства на то, что ранее согласованный план был спущен фактически на тормозах. Даже те миллиарды, которые были выделены на нацпроекты, чиновники не смогли освоить.
«Было принято решение о возможности переноса неиспользованных средств с прошлого года на этот год, это порядка 148 млрд рублей», — обозначил масштаб проблемы Мишустин.
Увидеть результаты и не умереть
Хуже всего правительство Дмитрия Медведева отработало «комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, нацпрограмму «Цифровая экономика», нацпроект «Демография», уточнил нынешний премьер.
Такого не должно больше повториться, пригрозил премьер.
«Все финансовые вопросы должны решаться оперативно, средства до исполнителей доходить в установленный срок, а не к концу года, как у нас иногда бывает. Здесь любое затягивание сроков я буду считать недопустимым. Прошу всех это иметь в виду»,
— сказал Мишустин.
По его словам, надо, чтобы уже «в ближайшее время люди увидели реальные результаты нашей работы».
Слово «увидеть», как потом выяснилось, было ключевым в этом призыве. Выступавший следом за премьером его первый заместитель Андрей Белоусов предложил задействовать интерактивную транспортную систему «Эталон».
Она была разработана Минтрансом и стала частью мобильного приложения «Госуслуги. Дороги». Этот ресурс позволяет вести общественный контроль и получать обратную связь от граждан и следить за тем, как прокладываются дороги.
«Есть аналогичная система в ОНФ, которая что позволяет делать? Любой гражданин, зная, что в его районе в зоне шаговой доступности строится какой-то объект, может найти на электронной карте соответствующую дорогу и начать ее контролировать: войти туда в интерактивном режиме, написать какие-то замечания, суждения», — сказал Белоусов, добавив, что «90% недовольства» россиян связано на самом деле с непониманием и незнанием ими реальной картины.
То есть, интерактивный ресурс, по замыслу Белоусова, поможет и в реализации нацпроектов. В режиме онлайн все желающие россияне смогут отслеживать, в каком месте нацпроекту понадобится «ямочный ремонт», а в каком дорога так и осталась недостроенной.
«Общественно-значимые результаты» по нацпроектам Белоусов пообещал предъявить уже к концу этого года. Тем более, что это планировалось сделать еще в прошлом году. И администрация президента, откуда Белоусов перешел на работу в нынешний кабинет, уже имела план таких «общественно-значимых» пунктов.
Напомним, в новом правительстве чиновник как раз считается главным куратором по реализации нацпроектов.
Ежедневно и еженошно рапортуют
Белоусов поддержал критический настрой своего начальника и поведал еще об одной детали, характеризующий уровень исполнения нацпроектов правительством Медведева. Первый вице-премьер напомнил, что в настоящее время в субъектах РФ реализуется более 4 тысяч подпроектов, почти по 50 на один субъект. Они координируются проектными офисами.
«Хочу доложить, что в среднем в проектном офисе в субъекте РФ работают шесть человек, и эти шесть человек ежедневно и еженощно занимаются тем, что пишут разного рода справки, отчеты и доклады», — сообщил Белоусов.
Вот, собственно и все, что делают сейчас проектные офисы, — пишут справки для полпредов президента и федеральных ведомств.
Белоусов предложил доукомплектовать офисы и подчинить их непосредственно губернаторам.
А оценку рисков и оперативный контроль за выполнением планов по нацпроектам он хотел бы передать Минэкономразвитию. Таким образом, ответственными за реализацию напроектов будет не только правительство и непосредственно профильные министры, но и губернаторы.
Кремль требует утроить экономический рост
Ранее, в среду, в Кремле состоялось совещание по экономическим вопросам, на котором президент России Владимир Путин подвел макроэкономические итоги прошлого года. Они, как уже известно, оказались довольно посредственными.
Но слабый рост ВВП (1,3%) и низкую инфляцию (2,4% в январе) президент расценил как факторы стабильности. При этом он призвал не делать из стабильности фетиша, а, наоборот, наращивать экономический рост.
«В этой связи основная задача экономической повестки — запуск нового инвестиционного цикла, выход на ежегодные темпы прироста инвестиций не ниже пяти, а лучше пяти-семи процентов, чтобы уже в следующем году обеспечить темпы экономического роста выше мировых», — сказал Путин.
Эту задачу — рост российского ВВП выше мирового — Путин ставит перед исполнительной властью уже не первый год. Реальность развивается в обратном направлении.
Тем не менее Кремль подтвердил, что с нового правительства никто не снимает задачу ускорения ВВП. Если такие темпы будут обеспечены, то и проблем с нацпроектами не будет, дал понять президент.
Но рост выше мировых — это примерно 3,5-3,7% ВВП. То есть, рост российской экономики в следующем году должен утроиться. Какому правительству это по плечу?
Новому кабмину поставлена очень амбициозная задача, и это правильно. Но проблема в том, какими средствами достичь ее и как оценить условия, в которых она должна быть выполнена, отмечает Игорь Николаев, глава Института стратегического анализа ФБК (включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, признан экстремистской организацией и запрещен в России).
«У чиновников сейчас в головах засела такая мысль, что триллионные госинвестиции, направленные на нацпроекты, — это такая палочка-выручалочка, которая обеспечит и приток инвестиций, и экономический рост выше мирового. Но это не так», — говорит Николаев.
Ставка на то, что вместе с госинвестициями в экономику польются миллиарды частных инвестиций, тоже маловероятна. «Бизнесу подняли НДС, собрали на несколько миллиардов налогов больше, но зачем это было делать при профицитном бюджете? А экономическую активность срезали в итоге», — говорит Николаев.
Не стоит забывать об ограничительном воздействии санкций на российскую экономику и ответных мерах России. «Так что, мечтать о мировых темпах, конечно, хорошо, но столь масштабная задача такими методами не решается», — заключает эксперт.