«Не как с Украиной»: что делят Россия и Белоруссия

Лукашенко сообщил о концептуальной договоренности с Россией по газу

Рустем Фаляхов
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин во время встречи в Санкт-Петербурге, 20 декабря 2019 года Михаил Климентьев/ТАСС
Россия и Белоруссия никак не могут договориться об углублении интеграции в рамках Союзного государства. Не согласованы ключевые вопросы — как делить доходы от продажи нефти и газа. Решение проблемы завязано не на экономику, а, скорее, на политику, уверены эксперты. Весь следующий год, или по крайней мере до президентских выборов в Белоруссии в августе, пройдет в баталиях по поводу того, каким должно стать Союзное государство.

Провалилась очередная попытка согласовать условия интеграции в рамках Союзного государства России и Белоруссии. В пятницу 20 декабря в Санкт-Петербурге прошли переговоры президентов двух государств.

Первым прокомментировал итоги переговоров министр экономического развития РФ Максим Орешкин. «У нас сейчас, по результатам сегодняшних переговоров, осталось три группы вопросов, которые блокируют финальные договоренности», — заявил чиновник.

Он пояснил, о чем именно не договорились. Это нефтяная сфера, газовая и налоговая.

«Это три группы вопросов, которые осталось решить, чтобы финализировать все «дорожные карты», — добавил Орешкин.

Всего Москва и Минск после многомесячных переговоров подготовили к 8 декабря 31 необходимую «дорожную карту». И как предполагала белорусская сторона, к этой дате, то есть в день 20-летнего юбилея создания Союзного государства, мог быть подписан новый углубленный договор. Однако 7 декабря на встрече в Сочи президентам России и Белоруссии так и не удалось согласовать даже разработанный пакет «дорожных карт».

Одобрены полностью только те, которые касаются сельского хозяйства, связи, таможни и регулирования алкогольного рынка. Тем не менее высокие договаривающиеся стороны делают вид, что диалог по углублению Союзного государства проходит в рабочем режиме, хотя и не без шероховатостей.

Не разбежались врассыпную, как остальные

Президент Владимир Путин констатировал, что Москва и Минск за 20 лет с момента подписания договора о Союзном государстве не выполнили многие его пункты. Но не все так плохо. «8 декабря мы отметили 20-летие подписания Союзного договора, и несмотря на то, что многое — и мы с вами это констатировали — не сделано в рамках этого договора, но все-таки и результаты работы в рамках этого документа тоже значительные», — сказал Путин в ходе встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

Белорусский глава согласился с мнением российского коллеги. «В принципе с развалом Советского Союза мы ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере далеко друг от друга не ушли. Это тоже большое достижение этого договора [о Союзном государстве]», — отметил он.

По словам Лукашенко, «если мы и не реализовали те пункты, которые там прописаны, то мы и не разбежались, как это есть у России с другими республиками постсоветского пространства, и не только с Прибалтикой или, там, с Украиной».

А опыт, который Россия и Белоруссия приобрели вдвоем в рамках межгосударственного строительства, «широко использовался при формировании интеграционных объединений, в том числе и ЕврАзЭС». Саммиты ЕАЭС и СНГ также состоялись в пятницу 20 декабря в Санкт-Петербурге.

Президент Лукашенко после переговоров с Путиным в Санкт-Петербурге заявил агентству БЕЛТА, что стороны концептуально договорились о поставке энергоносителей.

Решено, что в 2020 году Белоруссия купит у России 20-22 млрд кубометров газа и 24-25 млн тонн нефти, уточнил Лукашенко.

Что касается конкретных цен, то они будут определены в ближайшие дни. «По нефти в течение двух дней будет цена. А по газу, думаю, — два-три дня», — сказал Лукашенко, добавив, что в следующий вторник в «Газпроме» встретятся отраслевые специалисты и договорятся о конкретных цифрах.

«Но в целом цена остается на уровне текущего года», — подчеркнул белорусский лидер.

Цена российского газа для Белоруссии в 2019 году составляет $127 за 1 тыс. куб. м.

До новых встреч в 2020-м

Глава белорусского государства не исключает новой встречи с президентом РФ — до конца текущего года или в начале следующего.

«Есть у нас там пара проблем, которые мы должны разрешить, — президентские вопросы», — детализировал Лукашенко.

О проблемах в сфере российско-белорусского экономического сотрудничества уже рассказал министр Орешкин. Остается сделать только несколько добавлений. Речь пойдет о поставках российской нефти и газа в Белоруссию. В 2016 году стороны договорились, что Россия будет поставлять белорусским НПЗ для переработки ежегодно 24 млн тонн нефти. Но Россия в итоге снизила объем поставок по той причине, что Белоруссия не рассчиталась за предыдущий объем и накопила долги.

Позднее, после того как белорусы закрыли долг в размере $726 млн, нефтегазовый спор был урегулирован. Но вскоре разгорелся новый конфликт.

В России в 2019-2024 годах предполагается реализовать так называемый налоговый маневр, в результате которого экспортную пошлину на нефть постепенно обнулят, а ставку налога на добычу (НДПИ), наоборот, повысят. Белоруссия сейчас, как член Союзного государства и Евразийского экономического союза, получает российскую нефть беспошлинно.

По ходу обнуления экспортных пошлин преференции для Белоруссии закончатся, и она будет вынуждена закупать нефть как все другие иностранные потребители. Минск возражает против этого и оценивает свои потери из-за этого маневра в $10,8 млрд в течение шести лет, до 2024 года включительно. Потери этого года — $300 млн.

Минск требует компенсации выпадающих доходов. Россия, возможно, и была бы готова на это, но требует взамен усиления интеграции. Но проблема в том, что Лукашенко в свою очередь увидел в идее углубления интеграции попытку Кремля подмять под себя суверенную Белоруссию. Якобы Минску предлагают забыть про суверенитет и войти шестью областями в состав России. Лукашенко на такую «интеграцию» не согласен.

Тем не менее Россия и Белоруссия уже имеют самые тесные культурные и экономические связи на постсоветском пространстве. Доля России в белорусском товарообороте стабильно составляет порядка 49-50%.

На встрече с Лукашенко в Санкт-Петербурге Путин напомнил: когда Москва и Минск только начинали интеграционный процесс, товарооборот между двумя государствами составлял $9 млрд, а сейчас — $35,5 млрд.

Но проблема интеграции и налогового маневра — это вопросы не экономические, а политические, уверены эксперты. Не исключено, что Союзное государство рассматривается Кремлем как один из возможных вариантов решения проблемы транзита власти в 2024 году. «Но выдавить Лукашенко с должности главы Белоруссии и создать полностью подконтрольное Москве Союзное государство будет не просто. Белорусская экономика, конечно, может окончательно дойти до ручки без российской поддержки, но быстро это не случится», — говорит Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политтехнологий.

Иными словами, баталии Минска и Москвы могут продолжится до августа 2020 года, до президентских выборов в Белоруссии. Лукашенко уже не раз заявлял, что будет переизбираться.