Такие нововведения предлагает законопроект о государственных услугах, который разработало Минэкономразвития. Планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2021 года, пишут «Известия».
По данным издания, исключение составят только «неустранимые случаи», которые правительство определит позднее.
Как отметил заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов, данный законопроект закладывает «новую философию взаимодействия человека с государством». В результате получение услуг должно стать «максимально удобным, но при этом [законопроект] возлагает много новых обязанностей на ведомства».
«Однако альтернативного пути нет: если мы хотим соответствовать требованиям цифровой экономики, начать надо с себя»,
— заключил чиновник.
Получить консультацию, справку или решить свою проблему в МФЦ будет возможно вне зависимости от места прописки гражданина, все услуги будут доступны в электронной форме.
При этом, чтобы повысить доступность государственных услуг на базе МФЦ, центры смогут привлекать к своей работе негосударственные организации, например банки. Это позволит в режиме «одного окна» человеку получить различные услуги.
Необходимые услуги планируется предоставлять населению с опережением.
Так, сегодня россияне обязаны сменить свой внутренний российский паспорт по достижению 25 и 45 лет. Планируется, что в эти дни рождения гражданину предложат подписать заранее сформированный и уже заполненный информацией запрос о смене паспорта.
Также можно будет сформировать комплексное заявление на получение несколько услуг одновременно — например, женщина при регистрации брака со сменой фамилии за один заход в МФЦ сможет поменять права на управление автомобилем и загранпаспорт.
За документами необязательно будет приезжать самостоятельно. Если в момент подачи заявления человек укажет, что их смогут забрать третьи лица, то они будут выданы доверенным представителям.
Предоставление всех госуслуг переведут в электронный вид. Это касается и взаимодействия МФЦ с органами власти.
Планируется, что к 2024 году все сервисы, в результате которых подразумевается выдача документа или ответа не на физическом носителе, возможно будет получить онлайн.
Для этого создадут два новых элемента структуры МФЦ: облачную платформу предоставления госуслуг и реестр информационных взаимодействий.
Сами центры при этом превратятся в аналог «цифровых нотариусов»: бумажные документы, необходимые для получения услуг, будут оцифрованы, завизированы электронной подписью и сохранены в онлайн-профиле гражданина.
После этого заявителю больше не придется их предъявлять при контакте с госорганами и МФЦ.
Многофункциональные центры также уполномочат собирать биометрические данные россиян и выдавать ID-паспорта с электронной подписью.
Само же предоставление госуслуг останется бесплатным: гражданам нужно будет только заплатить госпошлину за обращение к некоторым видам сервисов.
Россия активно идет по пути цифровизации услуг для населения. Так, вице-премьер Максим Акимов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным на днях сообщил о том, что правительство намерено изготовить первую партию электронных паспортов в начале 2020 года.
Этот проект будет реализован в двух формах: вместо паспорта гражданину будет выдана пластиковая карта, которая будут работать на основе чипа российского производства.
«Мы завершили сертификацию, первые 100 тысяч изделий будут в первой половине года изготовлены», — сказал Акимов.
Помимо этого, отметил он, появится мобильное приложение, которое «будет сопровождать гражданина там, где особенного подтверждения юридической значимости действий не требуется».
«Это тоже потребует модернизации ИТ-инфраструктуры, прежде всего в министерстве внутренних дел», — заявил чиновник.
Он пояснил, что замена бумажных паспортов на карты не будет проходить принудительно. Люди будут их получать или в связи с окончанием сроков действия бумажного документа, или по своему желанию.