Жизнь в чужой шкуре: в России скупают секонд-хенд

Эксперты оценили, почему в России растет популярность б/у вещей

Елена Гостева
Сергей Мальгавко/ТАСС
В России все более популярными становятся продажи вещей и техники «из рук в руки» и онлайн-барахолки. По данным статистики, 80% электронных переводов между физлицами приходится на оплату «вторичных» товаров. За последний год рынок С2С-торговли вырос в три раза. Эксперты полагают, что на фоне падения доходов населения наши соотечественники все больше будут переходить на секонд-хенд.

Россияне все активнее расплачиваются посредством электронных платежей. В 2018 году, по данным Центробанка, объем переводов с переводы с карты на карту вырос в 1,4 раза и достиг 27,4 трлн руб. Также в прошлом году объем переводов денег по картам впервые превысил объем снятых наличных, свидетельствует статистика Банка России.

При этом все больше денег через интернет граждане стали переводить друг другу для оплаты товаров. Рост операций, связанных с переводом денег с карты на карту между физическими лицами объясняется, в том числе и тем, что активно растет так называемый сектор С2С-торговли — или обмен товарами между людьми «из рук в руки», отмечается в «Мониторинге экономической ситуации в России» Института экономической политики имени Егора Гайдара (Института Гайдара).

Совокупная выручка в сегменте торговли товарами и услугами между людьми в России превышает 300 млрд руб. в год, отмечают эксперты со ссылкой на данные исследовательской группы Data Insight.

«До 80% приходится на вторичную продажу бывших в употреблении вещей, тогда как собственно коммерция, то есть реализация товаров, купленных для перепродажи, формирует 4–5% от стоимостного объема рынка онлайн-ритейла», — отмечает ведущий научный сотрудник лаборатории исследований уровня жизни и социальной защиты ИНСАП РАНХиГС Александра Полякова.

Фактически это означает, что люди все чаше стали покупать не новые товары, а предметы одежды и быта, которые уже побывавали в употреблении.

По данным системы онлайн-торговли Avito, объем рынка в С2С-сегменте за два года вырос более чем в полтора раза. При этом, как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе сервиса, согласно динамике поисковых запросов, интересы россиян меняются в зависимости от сезона и погоды: так, зимой в первой десятке самых популярных у пользователей покупок — теплые вещи, лыжи и коньки; весной — кроссовки и велосипеды. Если говорить о продажах, то

первое место по категориям принадлежит личным вещам, включая обувь и одежду, на втором месте — транспортные средства и комплектующие, а на третьем — бытовая электроника.

Рынок C2C действительно растет достаточно быстрыми темпами: в 2018 году на него пришлось порядка 600 млрд руб. — около половины от объема сделок в онлайн-магазинах, отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. При этом в 2017 году доля этой торговли была примерно втрое меньше.

Использование каналов торговли «из рук в руки» между людьми повысило свою значимость в последнее время по многим причинам: в первую очередь,

это своеобразное, но вполне объективное проявление снижения уровня жизни людей,

считает руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов.

Рост цен идет опережающими темпами по сравнению с зарплатой и иными реальными располагаемыми доходами россиян, при этом уровень востребованности предметов быта или иных вещей для активного отдыха, спорта, техники, верхней одежды растет, соглашается аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов.

И если новые товары регулярно дорожают, то хорошее развитие получают разного рода интернет-сервисы по продаже б/у товаров надлежащего качества. «Конкуренция при продаже некоторых позиций среди «слегка б/у вещей в крупных городах бывает настолько высока, что некоторые продавцы готовы сбрасывать цену несколько раз подряд, лишь бы продать залежавшуюся вещь, которая может быть даже почти новой»,

— констатирует Антонов. В этом плане россияне, по мнению эксперта, получили очень большую свободу выбора, и теперь могут найти вполне достойный вариант за приемлемые деньги.

Меж тем, реальные располагаемые доходы населения фактически снижаются пятый год подряд. Последний раз реальные доходы населения росли в 2013 году — на 4%. В 2018 г. они сократились на 0,2% (если учитывать единовременную выплату в размере 5 тыс. руб. пенсионерам в январе 2017 г.). В 2017 году доходы упали на 1,2%, в 2016 году — на 5,8% в реальном выражении, в 2015 году — на 3,2%, а в 2014 году — на 0,7%.

По итогам первого квартала 2019 года реальные доходы населения снизились на 2,3%, и, по мнению экспертов, в ближайшее время продолжат падать. При этом годовая инфляция, по данным Росстата за апрель 2019 года, достигла 5,2%.

«Статистика Росстата отмечает усиление инфляции, уменьшение реальных доходов населения. Россияне на практике ищут способы повседневной экономии. Для одних продажи С2С – возможность получить дополнительные, хоть и небольшие, средства. Для других – приобрести нужные, пусть и не новые, вещи подешевле», — отмечает Удилов.

На взгляд Антонова, тенденция роста объемов денежных переводов в этом сегменте продолжит развиваться, так как

в ближайшие годы тенденция к падению доходов населения вряд ли изменится, а скопления невостребованных вещей и техники продолжат расти, поэтому и не исключены дальнейшие перепродажи, считает эксперт.

Как показывают последние социологические исследования, наши соотечественники все больше привыкают экономить на всем. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), итоги которого были обнародованы в конце мая, 66% россиян планируют сокращать свои ежедневные траты и откладывать сбережения. А 72% россиян в настоящее время не считают возможным брать крупные кредиты.

По данным Росстата, в России всего лишь 3,2% граждан довольны своим финансовым положением и могут позволить себе купить все, что им захочется. Почти половине россиян (48,2%) хватает денег только на еду и одежду, 15% не могут себе позволить даже это и говорят, что покупка одежды и оплата услуг ЖКХ уже стала для них проблемой.