Приказано не расти: власти взялись за цены на бензин

Правительство договорилось с нефтяниками о заморозке цен на бензин до 1 июля

Отдел «Бизнес»
Виталий Белоусов/РИА «Новости»
Вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с руководителями нефтяных компаний и договорился о продлении заморозки цен на бензин и корректировке параметров налогового маневра в нефтяной отрасли. На что согласились нефтяники и как это отразится на ценах - в онлайне «Газеты.Ru».
Трансляция
19:17

Что дальше будет происходить с ценами на бензин - покажет время. Пока же все получили передышку как минимум на три месяца. На этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию. Хорошего вам вечера.

19:09

При этом оперативность запуска механизма лицензирования нефти зависит от уровня приоритета данной задачи, установленного правительством, добавляет эксперт. Как известно, приоритетные задачи, правительство решает очень быстро - как в случае с договоренностями о заморозке цен

18:57

По мнению начальника управления по развитию продуктов «БКС Брокер» Ержана Наурузбаева, лицензирование экспорта нефти, определенно, будет способствовать увеличению предложения высокооктанового бензина на внутреннем рынке РФ.

Это вкупе с договоренностями о заморозке цен на бензин создаст закономерные предпосылки для снижения розничных цен.

18:43

Однако как бы то ни было, это компромиссное решение впоследствии может аукнуться ускорением цен, когда будут отходить от ручного регулирования цен на топливо, предупреждает Капустянский.

18:37

Не совсем понятно, что значит снижение объемов поставок на внутренний рынок, обращает внимание ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

Чем будут компенсировать недопоставленный объем? Если он будет компенсироваться из запасов, то это одна история. Если же будет усиливаться физической недопоставкой, тогда на рынке будет усиливаться дефицит топлива и какие-то регионы могут уже столкнуться с физическими нехватками бензина на АЗС, полагает он. ,

18:24

Банкротство независимых АЗС приведет к тому, что среди всего этого хаоса сохранится лишь маленький процент АЗС, которые по максимуму поднимут цены на топливо, рассуждает Гасанов. Если мы говорим о рычагах управления ценами на топливо, то следовало сделать все наоборот: увеличить объемы поставок на внутренний рынок, максимально развить сеть отечественных заправочных станций, которые постепенно сместят независимых АЗС по количеству. Это самый минимум который должен был быть сделан, чтобы цены на топливо в стране оставались на прежнем уровне, уверен он.

18:18

В первую очередь, уверен Гасанов, пострадают независимые АЗС, которые на данный момент контролируют порядка 60% автозаправок. При этом отечественные нефтяные компании будут в первую очередь снабжать свои заправочные станции топливом, а остальная часть топлива будет направлена на биржу. Независимым АЗС вновь придется скупать топливо у посредников уже по еще большим ценам чем раньше. А чтобы скупать топливо на бирже необходимо внести предоплату, которой у них, по сути, может и не быть в таких сложных условиях, отмечает эксперт.

18:09

Многие не верят, что механизм лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, придуманный для регулирования объемов поставок на внутренний рынок, может кардинально изменить ситуацию с ценами на топливо.

Контроль объемов поставок необходим был и до этого и не важно каким образом это было бы сделано (лицензированием, или иным способом), но все это не меняет общей картины, отмечает эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.

17:56

Но это правило работает в обе стороны, таким образом и нефтяникам приходится компенсировать государству его расходы, продолжает Жарский.

По его словам, в первую очередь такая схема выгодна государству и невыгодна нефтяным компаниям. Сейчас правительство предлагает сместить рубеж до 51 тыс. рублей за тонну, что теоретически, при текущих ценах на нефть как минимум снизит выплаты нефтяников в пользу государства, при условии, что цена окажется ниже. Однако такие изменения предполагают, что теперь значительно больше средств на сдерживание цен будет уходить у государства. добавляет он. По мнению Жарского, эта схема не может быть долговременной. Вечно сдерживать цены невозможно - это слишком затратно, уверен эксперт.

17:44

С ноября 2018 года действует соглашение с крупнейшими вертикально-интергрированными компаниями, в рамках которого они обязались сдерживать рост цен, а государство в свою очередь не вводить заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты, напоминает он. Чтобы подсластить пилюлю, нефтяникам был предложен демпфер, в результате применения которого при достижении экспортных цен определенного рубежа (сейчас 56 тыс. рублей за тонну, а предполагает снижение порога до 51 тыс. руб.), из бюджета покрывается 60% недополученной в результате прибыли, поясняет эксперт.

17:38

При этом эксперты уверены, что розничные цены на бензин снижаться не будут.

Механизмы, позволяющие «заморозить» цены такого эффекта не предполагают, отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский.

17:29

Принятое решение по пролонгации соглашения позволяет сочетать интересы потребителей, сдерживая рост цен, и одновременно уменьшить негативное влияние на поставщиков топлива, поскольку нормативы поставки на внутренний рынок уменьшаются и высвобождающиеся объёмы могут уйти на экспорт, обеспечивая премиальную надбавку, отмечает главный стратег УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров.

17:23

В рамках действующих соглашений с правительством нефтяные компании ежемесячно обязаны поставлять на внутренний рынок бензин и дизельное топливо в объемах, на 3% и выше, чем за аналогичный период прошлого года.

17:12

По словам главы Минэнерго, пока есть разные варианты по объему поставок. «Либо оставить 2017 (год) плюс 3% или может быть скорректировать это в сторону уменьшения. Это расчетные показатели, которые должны обеспечить наполнение внутреннего рынка. Это будет единая цифра для всех (компаний — ред.)», - цитирует Новака «Прайм».

16:57

«По поводу объемов поставки на внутренний рынок — сейчас мы в рамках подготовки соглашения, посмотрим», — пояснил Новак.

16:45

Новак сообщил также, что правительство РФ и нефтяники еще будут обсуждать объемы поставок топлива на внутренний рынок на второй квартал.

16:30

Джус также заверил, что правительство РФ по итогам совещания с нефтяными компаниями начнет консультации со странами Евразийского экономического союза о введении лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов.

«Договорились о начале консультаций с ЕАЭС по разработке этого механизма», - заверил он журналистов.

16:15

Представитель вице-премьера РФ Дмитрия Козака Илья Джус пояснил, что действующее до конца марта соглашение должно быть продлено без перерыва. «Соответственно, мы ждем до конца этой недели. Мы должны его подписать, нужно ли для этого отдельно собираться - не факт», - сказал он (цитата по ТАСС).

15:59

По словам Александра Новака, правительство рассчитывает, что соглашение о продлении договоренностей с нефтяниками по топливу будет подписано в ближайшие дни.

15:54

«Все принципиальные решения, о которых мы говорили раньше, приняты. Будем продлевать соглашение с корректировкой объемов поставки. Корректировка объемов поставок будет в сторону некоторого уменьшения, этот вопрос в проработке», - отметил Козак.

15:47

Совещание завершилось. По его итогам вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что принципиальные решения по регулированию топливного рынка РФ приняты, а соглашение с нефтяниками о ценах на топливо будет продлено.

15:45

Министр энергетики Александр Новак сообщил, что кабмин и нефтяники согласовали снижение базовой цены топлива в демпфере - по бензину до 51 тыс. руб., дизтопливу - до 46 тыс. руб. за тонну. Примерно об этим же параметрах ранее говорил Дмитрий Козак. По всей видимости, предложение правительства устроило руководство ВИНКов. Ранее цена отсечения по бензину в формуле демпфера составляла 56 тыс. рублей на тонну, по дизелю - 50 тыс. руб.

15:43

25 марта в эфире канала «Россия-1» замглавы ведомства Виктор Евтухов пояснил, что Минпромторг предлагает без предварительного уведомления проводить на автозаправках контрольные закупки.

«Мы предлагаем ввести изменения, которые позволяют делать контрольную закупку без уведомления. Имея на руках необходимое оборудование, сразу же провести проверку и качества топлива, и объема топлива, которое заливается в емкости», - сказал он.

15:35

Министерство, как отмечал ТАСС, разработало проект постановления правительства об изменениях в правила продажи отдельных видов товаров. Документ находится на стадии общественного обсуждения. Ведомство ожидает, что проект будет принят в четвертом квартале 2019 года, а после его вступления в силу начнутся проверки АЗС на наличие на них суррогата.

15:27

Ранее Минпромторг заявил, что предлагает ужесточить правила продажи моторного топлива на автозаправках (АЗС). Речь идет о вероятном запрете продажи на АЗС любых видов жидкого топлива, за исключением сертифицированного бензина и дизеля класса »Евро-5».

15:21

Между тем, цены на топливо - не единственная проблема для рынка бензина в РФ. 9% бензина в РФ приходится на долю суррогата, и это только официальные данные. При этом используют такое топливо как граждане, так и транспортные компании.

15:12

Согласно данным Московской топливной ассоциации, за последнюю неделю средневзвешенные цены на бензин и дизельное топливо на заправках столицы практически не изменились.Так, по состоянию на 25 марта литр Аи-92 стоит 42,35 рублей, Аи-95 - 46,14 руб, цена на дизельное топливо составляет 46,95 руб. за литр.

15:01

Обеспеченность ресурсами достаточна для весеннего периода, когда традиционно наблюдается высокий спрос, заверил Голомолзин.

«Обеспечиваются дополнительные поставки топлива на внутренний рынок, созданы необходимые запасы топлива. По бензину запасы превышают аналогичный период прошлого года на 10%, по дизельному топливу - на 30%», - сказал он (цитата по ТАСС).

14:54

В свою очередь, замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин отметил, что з апасы бензина в России в настоящее время на 10% превышают показатель аналогичного периода 2018 года. Запасы дизеля выше на 30%.

14:48

«Есть общее понимание, что заградительные пошлины - это значительное дополнительно изъятие ресурсов у нефтяных компаний... Поэтому тогда (в прошлом году) мы начали обсуждать альтернативный механизм регулирования внутреннего рынка топлива в экстремальных условиях и принципиально здесь за этим столом обо всём договорились. Мы дообсуждали этот механизм в правительстве, речь идёт о неком мягком, мне даже трудно это назвать лицензировании (экспорта)», - цитируют Козака РИА «Новости».

14:41

О том, что демпфер работает, Козак говорил и ранее, однако он вновь повторил, что при значительном росте мировых котировок на нефть и ослаблении курса рубля механизм демпфера будет недостаточно эффективен. Чтобы обезопасить внутренний рынок от потрясений, а граждан - от стремительного роста цен, сейчас законодательством предусмотрен механизм заградительных пошлин, который теперь предлагается заменить лицензированием.

14:34

По словам Козака, в феврале стали видны первые результаты налогового манёвра, в его денежном выражении, но не всех они устроили, особенно в части бензина. В правительстве уже было принято решение скорректировать формулу демпфирующей надбавки с учётом практики применения этого механизма, «чтобы сделать его более гибким и справедливым», теперь остался вопрос об источниках компенсации увеличенного демпфера, сказал Козак.

14:30

В январе-феврале рост розничных цен на бензин и дизельное топливо составил около 1%, а в феврале - и розничные, и мелкооптовые снижались, отметил он. Так, сегодня доходность розничного сегмента достаточна для ведения бизнеса как крупных компаний, так независимых АЗС.

14:23

На сегодняшней встрече с нефтяниками Козак заявил, что соглашения по стабилизации ситуации на рынке топлива сыграли свою роль и ситуацию с ценами на нефтепродукты удалось стабилизировать.

«Эти соглашения сыграли свою роль. Я хочу выразить благодарность нефтяным компаниям, которые в целом соблюдали все договорённости и благодаря этому удалось стабилизировать цены на внутреннем рынке, несмотря на ситуацию на мировых рынках», - сказал вице-премьер.

14:18

Запустить механизм лицензирования экспорта правительство РФ рассчитывает со второго полугодия 2019 года, после достижения договоренностей об этом с партнерами по ЕАЭС. До этого времени предполагает пролонгировать действие соглашения с нефтяниками.

14:11

Теперь все эти моменты Дмитрию Козаку необходимо будет согласовать с руководством нефтяных компаний. Ранее он отмечал, что не ожидает с этим проблем.

О том, что со временем лицензирование экспорта с прописанными объёмам поставки нефтепродуктов на внутренний рынок заменит для нефтяников механизм ручного управления, шла речь еще 30 октября 2018 года - на том самом совещании, где вице-премьер с ВИНКами согласовал параметры временных соглашений. По его словам, идею лицензирования все нефтяные компании поддерживают. По его словам, через этот механизм «ещё возможность плавно, поэтапно, не резко выравнять участие компаний (поэтапно, это достаточно длительный срок) в снабжении внутреннего рынка топливом».

14:03

Однако вопрос о лицензировании и регулировании экспорта Москва принять самостоятельно не может, так как действует в рамках ЕАЭС. Но поскольку переговоры с партнерами РФ по союзу займут какое-то время, решено пока продлить соглашение с нефтяниками о заморозке внутренних цен на бензин. Временно. Пока только на второй квартал. В дальнейшем новые механизмы должны заменить собой ручное управление.

13:59

Второе, до чего договорились 21 марта, «постараться избежать применения заградительных пошлин, которые есть сегодня в действующем законе, но предусмотреть достаточно либеральное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов на внешние рынки», уточнил Козак. Он отметил, что появляются нефтетрейдеры, которые могут вымывать нефтепродукты с внутреннего рынка и поставлять на экспорт. В связи с этим принято решение подготовить соответствующий закон, который будет регулировать, устанавливать лицензирование экспорта. Вице-премьер пообещал, что лицензирование экспорта будет «достаточно мягкое». «Оно не ограничивает объёмы экспорта, а только предусматривает лицензионное обязательство нефтепереработчиков по объёмам поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, для того чтобы внутренний рынок был всегда сбалансирован с точки зрения объёма поставки», - подчеркнул вице-премьер.

13:55

По словам Козака, во-первых, было решено сделать более справедливым применение механизм обратного акциза. «Для этого необходимо, во всяком случае, в той ситуации, которая сложилась, понизить точку отсечения цены на бензин с 56 тыс. рублей за тонну до 51 тыс. рублей, а также уточнить, проработать дополнительно по дизелю», - сказал вице-премьер.

13:49

На прошлой неделе 21 марта ситуацию с топливом обсуждали в правительстве РФ на совещании по развитию рынка нефти и нефтепродуктов. По итогам совещания Дмитрий Козак заявил о том, что правительству удалось принять ряд решений, направленных на совершенствование регулирования внутреннего рынка топлива.

13:41

В конце февраля министр энергетики России Александр Новак в онлайн-интервью «Газете.Ru» рассказал о ситуации с ценами на бензин, обратив внимание, что «на 21 января этого года они поднялись примерно на 1,7% из-за того, что был произошло повышение НДС с начала года с 18 до 20%».

«Это объективная ситуация, неожиданности не было, все заранее понимали, что в связи с увеличением НДС в рознице цены вырастут на 1,7%. Пока на протяжении двух месяцев цены стабильны, даже видим снижение на копейки», — добавил министр.

13:34

Как отмечает ТАСС, благодаря соглашению средняя цена на бензин марки АИ-95 в целом по регионам РФ снизилась с 45,75 рубля до 45,22 рубля за литр.

13:29

При подписании соглашения в ноябре было отмечено, что если хотя бы одна из участвующих в «сделке» компаний перестанет его выполнять, правительство введет заградительные пошлины на экспорт топлива. Это обстоятельство серьезно сдерживало аппетиты нефтяников.

13:22

Предполагалось, что из-за повышения НДС с 1 января цены на нефтепродукты вырастут на оптовом рынке не более чем на 1,7%, а дальше будут индексироваться в соответствии с инфляцией. Действие договоренностей было рассчитано до 31 марта. И в целом, их соблюдением в правительстве довольны. Однако ближе к концу действия соглашения все чаще встали звучать вопросы: что дальше? Опасения, что в апреле, выйдя из-под ручного управления, бензиновые цены взмоют вверх, не высказывал только ленивый.

13:17

Напомним, речь идет о соглашений с нефтяными компаниями по стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке, достигнутом в прошлом году.

Осенью, после ряда совещаний с представителями отрасли под председательством Дмитрия Козака Минэнерго заключило соглашения со всеми вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНКи) о сдерживании цен на бензин и дизельное топливо в стране. Нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) договорились поставлять топливо в объеме +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. При этом большую часть топлива независимым АЗС нефтяникам рекомендовано продавать по прямым внебиржевым контрактам, а объем продаж на бирже сведен к 10% бензина и 5% дизтоплива.

13:10

Накануне анонсируя совещание, представитель вице-премьера Илья Джус отметил, что Дмитрий Козак намерен обсудить с руководителями нефтяных компаний вопросы лицензирования экспорта и корректировки отдельных параметров налогового маневра в нефтяной отрасли.

«На встрече будет обсуждаться продление действия соглашения правительства с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, а также параметры данного соглашения», - добавил он.

13:00

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня в правительстве решатся вопрос продления соглашения с нефтяниками по бензину. «Газета.Ru» следит за развитием событий в онлайн-трансляции.