В Совете Федерации нашли причину, почему люди в России страдают от тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Сенатор Алексей Пушков, который представляет в верхней палате парламента Пермский край, прокомментировал заявление главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева (признан в РФ иностранным агентом) о двукратных переплатах за услуги ЖКХ.
Политик заявил, что слова Артемьева его не удивляют, если принять во внимание неудовлетворительную работу управляющих компаний.
«Не удивлен, зная, как работают управ. компании. В Перми владельцу двушки выставили счет на 2,2 млн рублей, подсчитав, что на 40 кв. м проживает 4050 человек! И никогда УК не «ошибутся» в пользу граждан», – написал сенатор на своей странице в твиттере.
Ранее в эфире телеканала НТВ глава ФАС заявил, что россияне переплачивают за большинство услуг ЖКХ в два раза от себестоимости. При этом он обвинил в этом власти на местах.
«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — сказал глава ФАС в интервью.
По его словам, сегодня у трех четвертей регионов завышены тарифы ЖКХ, у остальных, напротив, занижены.Тарифы на воду могут отличаться в 54 раза в соседних регионах.
Антимонопольная служба хочет урегулировать этот вопрос на законодательном уровне, в правительстве уже есть проект закона об основах тарифного регулирования.
Сейчас все тарифы монополий в сфере жилищно-коммунальных услуг утверждаются подотчетными Федеральной антимонопольной службой (ФАС) региональными комиссиями. И если возникают какие-то споры по тарифам, то они подают либо в суд, либо в ФАС.
«Проблема в том, что тарифные комиссии в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс — тот получает больший тариф», — сказал депутат Госдумы Дмитрий Ионин.
Он указал, что крупные коммунальные корпорации на местах имеют преференции и, условно, их котельные работают на более высоких тарифах.
«Потом ФАС в ручном режиме пытается отследить какие-то частные злоупотребления при установке тарифов, но это — сизифов труд. Правильнее четко сформулировать правила для всех, но лобби коммунальных олигархов пресекает такие попытки в зародыше», — отметил депутат.
Председатель комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, комментируя заявление Артемьева в эфире радио «Комсомольская правда» сказала, что поддерживает намерения ФАС в вопросе законопроекта. Она отметила, что, безусловно, будет за проект закона.
«Я его полностью поддерживаю. И очень хотелось бы, чтобы после того, как он пройдет цикл согласований с министерствами, чтобы документ пришел достаточно эффективным, а то, как правило, его начинают смягчать», — сказала депутат, добавив, что сам документ она пока еще не видела.
Хованская подтвердила то, что «норматив, как правило, завышен» и при высоком тарифе это приводит к тому, что люди переплачивают.
Эксперт ОНФ Арсений Беленький отметил, что тарифы рассчитываются из себестоимости услуг ЖКХ, а итоговый платеж учитывает, в том числе, неэффективность органов власти и компаний. Для примера, у двух соседних домов платеж за тепло может отличаться в два раза. Так как один дом подключен к ТЭЦ с тарифом 1300 рублей, а соседний к котельной с тарифом 2600 рублей. Если бы органы власти занялись не снижением тарифов, а эффективным управлением регулируемыми отраслями, итоговый платеж граждан снизился бы, объяснил Беленький.
Одним из решений могло бы быть передача части полномочий ФАС к профильным министерствам, которые отвечают за соответствующие отрасли, например, Минстрою и Минэнерго.
«Сейчас коммунальную отрасль контролируют десятки ведомств, но не одно за нее не отвечает. Те же тарифы, возможно, должны регулировать те, кто понимает из чего они состоят и для каких целей устанавливаются. А ФАС выполнял бы роль арбитра в спорах», — рассуждает Беленький.