США заблокировали поставки Sukhoi Superjet 100 в Иран, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на израильский портал iHLS.
По информации агентства, Минфин США отказался выдавать экспортный сертификат на продажу самолета. Этот документ необходим, поскольку в лайнере более 10% комплектующих производятся в США. Белый дом в ноябре прошлого года ввел санкции в отношении исламской республики — в том числе на поставку ей авиатехники.
«Похоже, что из-за отсутствия лицензии Управления по контролю за иностранными активами при Минфине США о поставке самолетов пока не может быть и речи», — цитирует израильское издание представителя Ассоциации иранских авиалиний Максуда Асади Самани. По его мнению, замена американских запчастей займет много времени.
В «Гражданских самолетах Сухого» (ГСС) информагентствам заявили, что компания, действительно, подала заявку в Минфин США, но одобрения или отказа пока не получила.
Ни для кого в России действия США секретом не являются. В ноябре 2018-года президент ГСС Александр Рубцов говорил, что компания вернется к вопросу поставок самолетов в Иран после того, как уменьшит долю американских комплектующих в лайнере до уровня ниже 10%.
«Мы приняли твердое решение пока отказаться от продажи самолетов в Иран в нынешних условиях с учетом наличия 22% прямого американского оборудования…. Как только мы уйдем ниже 10%, то мы к этому вопросу вернемся», — сказал Рубцов на пресс-конференции во время авиасалона BIAS-2018 в Бахрейне.
Меморандум с иранцами на 40 самолетов был подписан ГСС в апреле прошлого года, за полгода до введения американцами санкций против Ирана. Но уже тогда речь шла о поставках модификации SSJ-100R, в которой долю импортных компонентов предполагается свести к минимуму.
Правда, пока твердого контракта с Тегераном нет. Все зависит от того, как быстро Россия сумеет наладить выпуск русской версии «Суперджета». По словам Рубцова, речь идет о трех годах.
Отказываться от иранского рынка Россия не собирается. Ведь у нее, в отличие от конкурентов, есть возможность выйти из-под действия санкционного режима. А Ирану нужно, по предварительных расчетам, в ближайшие десять лет более 400 новых самолетов.
В этом году Sukhoi SuperJet 100 ждет модернизация крыла. Оно будет иметь специальную законцовку — saberlets. Александр Рубцов говорил, что использование законцовок существенно снижает расход топлива.
К числу основных задач глава ГСС относит и повышение надежности лайнеров. Как известно, из-за отсутствия развитого сервиса «Суперджеты» много времени простаивают, принося эксплуатантам убытки. Из-за этого некоторые перевозчики (например, Brussels Airlines) отказываются от использования российских самолетов.
«Нашей целевой задачей является 75% исправности парка, я думаю, она будет реализована в ближайшие года полтора», — сказал он в интервью телеканалу «Россия-24». Сейчас этот показатель составляет 66-70%.
«Мы видим проблемы в эксплуатации, которые есть у самолета, для этого мы закупили запасных частей на 3,5 млрд рублей, полностью реконструировали свой склад запасных частей, провели комплексную механизацию и автоматизацию всех рабочих процессов, выстроили круглосуточную систему поддержки наших заказчиков, запустили в работу десятки сервисных бюллетеней», — рассказал он о шагах, которые предпринимает компания для решения проблемы.
Впрочем, в конце прошлого года для ГСС пришло несколько хороших новостей. В частности, компания из Таиланда собирается купить шесть «Суперджетов».
«В рамках рабочей поездки министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова в Королевство Таиланд подписано трехстороннее соглашение о намерениях между компаниями «Гражданские самолеты Сухого», тайской Kom Airlines Company Limited и организацией по ТОиР — WishV. Подписанное соглашение предусматривает поставку шести SSJ 100 в период с 2019 по 2020 год», — сообщил Минпромторг.
Кроме того, в ноябре словенская авиакомпания Adria Airways подписала соглашение о намерениях с ГСС сразу на 15 самолетов, сообщало также ведомство.
Поставки начнутся с начала 2019 года. Самолеты будут поставлены на условиях долгосрочного лизинга. Также было подписано соглашение по созданию совместного предприятия по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в аэропорту Любляна.
«Мы понимаем, что при выходе на рынок европейских авиаперевозок послепродажное обслуживание самолетов SSJ 100 должно быть обеспечено на серьезном профессиональном уровне. Совместно с авиакомпанией Adria Airways будет создано предприятие по техническому обслуживанию самолетов SSJ 100 в международном аэропорту Ljubljana Airport. Данная техническая площадка обеспечит надежность эксплуатации самолетов SSJ 100 на территории Европы», — отмечал Александр Рубцов.
Между тем, ГСС не единственный авиапроизводитель, остановивший сотрудничество с Ираном. Ранее реализацию своих самолетов исламской республике приостановил франко-итальянский производитель турбовинтовых самолетов ATR. «Iran Air» подписал в 2017 году с ATR контракт на сумму более $400 млн для доставки 20 самолетов ATR 72-600, но получил только восемь. Поставка остальных из-за санкций была заморожена.
Та же участь постигла и крупные контракты иранцев с Boeing и Airbus. Первый еще в июне заявил, что не будет поставлять в Иран самолеты в рамках подписанного в конце 2016 года соглашения на сумму $16,6 млрд. Airbus успел продать Iran Air три из ста заказанных перевозчиком самолетов на $600 млн.