Санкционная удавка вокруг российского бизнесмена Олега Дерипаски затягивается. Американские власти заморозили активы предпринимателя на территории своей страны. Как отмечает газета New York Post со ссылкой на представителей Минфина США, речь, в частности, идет о принадлежащих Дерипаске особняках в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Так, дом на Манхэттене Дерипаска купил в 2008 году за $42,5 млн. Как отмечает издание, территориально он находится в районе Верхний Ист-Сайд чуть ниже по улице от особняка украинского олигарха Лена Блаватника, который тот купил за $90 млн в начале этого года. Про дом в Вашингтоне подробностей не сообщается.
При этом, по данным представителей Минфина США, федеральные власти также ведут переговоры с Олегом Дерипаской, чтобы он отказался от проведения ряда операций в Европе, чтобы те не оказались под санкциями.
Когда правительство замораживает активы, это означает, что любой, кто ведет бизнес с санкционированным лицом и санкционированными компаниями, может подвергаться санкциям,
пояснил изданию сотрудник минфина.
Включение господина Дерипаски в санкционный список имело место в апреле 2018 года, так что нынешние ограничения не являются новыми и представляют собой только реализацию ранее введенных санкций, отмечает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. В данном случае ограничения носят персональный характер, хотя и являются частью антироссийских санкций США. Соответственно, исключение из санкционных списков может произойти при отмене всего или большей части пакета антироссийских санкций, индивидуальная отмена подобных санкций маловероятна, добавляет эксперт.
Правительство США 6 апреля внесло бизнесмена Олегу Дерипаску и подконтрольные ему компании в санкционный список. В рамках ограничительных мер «все активы этих физических лиц и компаний, находящиеся в юрисдикции США, а также любых других юридических лиц, которые проводят операции с компаниями, попавшими под действие санкций, заморожены, и гражданам США запрещено заключать с ними сделки».
В список SDN (Specially Designated Nationals) попал и сам предприниматель, и подконтрольные ему компании, включая En+ (доля Дерипаски — 66%), «Базовый элемент», группу «ГАЗ», «Русал» (48% принадлежит En+), «Евросибхолдинг».
После санкций лондонская биржа металлов остановила работу с алюминием «Русала», международный трейдер Glencore заявил, что отказывается от конвертации принадлежащих ему 8,75% акций этой компании в расписки En+, иностранцы стали покидать советы директоров холдингов Дерипаски. Германские концерны, которые реализовывали совместные проекты с группой ГАЗ, заговорили о рисках.
В это время стоимость акций «Русала» и En+ падала на всех фондовых площадках.
Позже министр финансов США Стивен Мнучин пояснил, что целью американских санкций был не «Русал», а Дерипаска.
В одном из своих разъяснений американский минфин уточнил, что если олигарх откажется от контроля над «Русалом», то компания может быть выведена из-под ограничений. С тех пор между американскими властями и представителями подсанкционных компаний ведутся переговоры и ищутся способы спасения компаний от санкций, однако продвигается этот процесс непросто.
Одновременно российские власти обсуждают пути поддержки автоконцернов и алюминиевой промышленности, однако и здесь немало подводных камней.
В частности, предложенные Минпромторгом бессрочные преференции «Русским машинам» при проведении госзакупок были с недоумением встречены вице-премьером Дмитрием Козаком, который напомнил о конкуренции и других производителях в стране. Не вызвало энтузиазма и у участников энергорынка просьба о преференциях для En+.
Между тем, у самого Олега Дерипаски с властями США отношения не складываются в принципе. Американские СМИ писали, что летом 2006 года ему заблокировали визу, выданную в 2005 году, из-за подозрений в связях с организованной преступностью. Сам бизнесмен обвинения отвергал, однако проблему с въездом в США с тех пор решить так и не смог.
В марте прошлого года Associated Press опубликовало статью о связях Дерипаски с бывшим главой предвыборного штаба президента США Дональда Трампа Полом Манафортом.
По версии издания, Манафорт получал деньги от предпринимателя за продвижение на Западе интересов российского президента Владимира Путина.
В феврале вокруг имени Дерипаски разразился скандал, связанный с девушкой из эскорт-агентства Анастасией Вашукевич (Настя Рыбка), которая некоторое время назад написала книгу о своем путешествии на яхте олигарха и выложила в инстаграме соответствующие фотографии.
В рейтинге российских миллиардеров 2018 года, который составляет Forbes, Олег Дерипаска занимал 19 место с состоянием в $6,7 млрд. По оценке аналитиков, после попадания под санкции и обвала акций его компаний, он потерял за один день 9 апреля около $1,3 млрд. Позже, часть потерь была отыграна.
В конце августа заместитель министра финансов США Сигал Манделкер рассказала, что после попадания в санкционные списки бизнесменов Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга, их банковские счета на Кипре были заморожены и в результате этого они понесли убытки.
В результате санкций состояние бизнесменов значительно уменьшилось: например, Дерипаска потерял половину состояния, утверждали в американском минфине. Журнал Forbes оценивал состояние бизнесмена в $6,7 млрд в 2018 году.
Состояние Вексельберга уменьшилось на $3 млрд — с $16,4 млрд на 5 апреля до $13,5 млрд на 26 июля.
Скорее всего, американские правоохранители сформируют убедительную доказательную базу, и рассматривать эти действия можно под любым ракурсом, рассуждает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. Это и давление на «прокремлевских» олигархов и сигнал об ужесточении мер с целью воздействия на РФ. Повод-то в свое время был дан, они им и пользуются. Это правила «крупной игры» и в этот раз «джокер не в рукаве» Дерипаски, добавил Егоров.