«Вы в жизни видели робота, собранного из LEGO? Это игрушки»

Владелец детской школы робототехники об обучении детей и образовательном бизнесе

Владимир Рагозин
Артем Геодакян/ТАСС
В 2015 году преподавателю Российского университета транспорта Сергею Чернышеву пришла идея разработать собственный конструктор для работы с детьми. Спустя почти три года у него есть собственный детский институт робототехники. Корреспондент «Газеты.Ru» в рамках спецпроекта о российском предпринимательстве поговорил с Сергеем о том, как совмещать науку и бизнес.

Сначала наука

Детский институт робототехники «Образовательные роботы» существует с 2015 года. За время работы его создатель Сергей Чернышев, научный сотрудник Российского университета транспорта (МИИТ), создал специальную образовательную программу, выиграл несколько конкурсов, прошел обучение в магистратуре с бизнес-уклоном и планирует создавать филиалы своей школы. На данный момент в его институте робототехники можно пройти обучение сразу по восьми направлениям подготовки: 3D-печать, 3D-моделирование, электротехника, электроника, программирование, конструирование, гидравлика и пневматика.

На все это Сергея вдохновили студенты. «Три года назад, когда работал в МИИТе, я преподавал на инженерных специальностях, — рассказывает он. — Я обратил внимание, что многие ребята не понимают простых вещей. А потом увидел по телевизору программу. В ней говорили, что нужно комплексно развивать инженерные направления и, в частности, робототехнику. И тогда мы начали разрабатывать нашу идею по созданию специальных курсов».

Изначально появилась мысль о разработке собственного модульного конструктора. На начальном этапе вся работа проходила на базе РУТ (МИИТа), в котором он трудится и сейчас. «На его базе мы сформировали тестовую лабораторию, где испытывали все наши идеи и хотелки. На текущий момент мы работаем там как штатные сотрудники. Утвердили учебную программу через ученый совет университета, ведем научно-исследовательскую деятельность», — рассказывает он. Все, что делается в лаборатории на базе института, передается его руководству. Сергей приводит пример двухметрового локомотива, который был распечатан в лаборатории на принтерах — его подарили музею МИИТа.

«Сначала с конструктором я вышел на конкурс Бортника (У.М.Н.И.К.) и выиграл его. Потом уже начал развивать проект, купил первый 3D-принтер, набор электроники, начал думать, как это все реализовывать», — говорит он. Оказалось, что 3D-печать – это достаточно сложное для ребят направление, поскольку они не понимают принцип работы машин. «Тогда я вышел на руководство компании, которая производит принтеры Magnum, предложив им открыть в Москве класс, где мы будем учить 3D-печати.

У студентов не было понимания многих вещей, например, они думали, что это что-то вроде обычного настольного принтера – нажал кнопку и получил результат», — рассказывает Сергей.

Через тернии к бизнесу

Организация школы оказалась непростым делом. «Если бы однажды абсолютно случайным образом не сложилась пара моментов, то, скорее всего, мы уже закрылись бы и с вами сейчас не разговаривали», — утверждает он.

Так, по словам Чернышева, ему и его партнерам недоставало понимания различных тонкостей ведения бизнеса. «Когда ты по другую сторону прилавка, ты смотришь на все совсем по-другому. Этого не понять, пока ты просто покупатель, который отдает деньги за буханку хлеба и не понимает, почему так дорого», — говорит он.

Чтобы зарегистрировать торговый знак, Сергей создал компанию «Профтехрешения». По его словам, долгое время она существовала лишь на бумаге, тогда как основные вопросы решались через институт или ИП, на которое была оформлена точка в Красногорске. «Первый год мы проработали в лаборатории, можно сказать, голову не поднимали. На следующий год я поступил в магистратуру в Плехановском университете на факультет бизнеса, а через полгода мы открыли первую точку», — говорит Сергей.

Оформление документов давалось очень тяжело. Это было связано, в первую очередь, с отсутствием опыта и необходимых знаний в бизнес-сфере. В следующем году Сергей планирует перевести все дела на основанную в самом начале компанию, пока же все ведётся через ИП.

Необходимую информацию Сергей получил при помощи сервисов портала «Бизнес-навигатора МСП». «Мы столкнулись с лицензированием и другими юридическими вопросами. Консультации такого рода стоят очень дорого. Был выбор: платить непонятным людям за услуги или разбираться самостоятельно. Нам рассказали про Корпорацию МСП, на их портале мы нашли ответы на все вопросы юридического плана – лицензирование, нормативные документы. Есть там еще разъяснения по налоговым системам – нам это помогло, потому что занимались выбором формы налогооблажения юридического лица и изучением форм налогового учета в созданной фирме», — уточняет предприниматель.

По его словам, портал помог также и с проверкой контрагентов и подбором помещений для бизнеса.

«Столкнулись с проблемой: начинаем искать помещение, в итоге либо кидают люди, либо комиссия высокая. Получается, малому бизнесу, чтобы открыть в каком-то месте точку, нужно купить риэлторских услуг на 100 тыс. руб. Теперь все это можно посмотреть через «Бизнес навигатор МСП»».

Благодаря этим связкам мы в плане развития бизнеса сейчас смотрим только вперед», — рассказывает ученый.

На личных ошибках бизнесмен и его партнеры учились и тогда, когда занимались продвижением своей школы среди целевой аудитории. По его словам, на грабли в вопросе рекламы они наступали трижды. «В первый раз взяли фрилансеров, которые сделали нам сайт. Ребята умели делать только сайт, а про продвижение сказали нам: «Давайте сами». В такой ситуации думаешь: «Ну чего, я за два вечера сяду, все разберу». А это совсем не так. В итоге около 150 тыс. руб. мы спустили. Когда запускались, эффект был совсем небольшой», — вспоминает он.

Спустя год они решили попробовать заняться маркетингом во второй раз, проведя кампанию исключительно своими силами. Сергей и его команда изучили особенности продвижения в соцсетях, самостоятельно сделали сайт в конструкторе, но особого эффекта, по его словам, не было. «Спустив деньги просто так несколько раз, мы все же решили нанять маркетинговое агентство. Они сделали нам сайт, ведутся социальные сети. Словом, в итоге все равно пришли к профессионалам».

Помимо сайта и соцсетей еще один способ заявить о себе — участие в выставках, рассказывает бизнесмен, однако это «достаточно дорогое удовольствие». «Здесь нам повезло, что нас туда с собой берет МИИТ», — поясняет он.

Инженер-вожатый

Учитывая направление деятельности «Образовательных роботов», самым сложным испытанием для компании оказались не реклама и налоговое законодательство, а подбор кадров. «Очень мало молодых людей, которые могут потянуть нашу задумку, — делится он. — Хотя мы написали и поурочный план, и методики, но все равно это очень скрупулезный процесс подбора кандидатов. У нас очень серьезные требования, и, хоть мы и готовый платить выше рынка, далеко не все нам подходят».

Самому Сергею в понимании того, как надо вести курсы, помогла собственная преподавательская деятельность, во время которой, будь то университетские субботы или мастер-классы, он часто работал с детьми. Также в институте обучался на курсах психологии и педагогики, поэтому имеет необходимый багаж прикладных навыков. К кандидатам на должность преподавателей в «Роботах» предъявляют схожие требования.

«Те ребята, которых мы нанимаем сейчас – это люди с хорошим инженерным образованием, но как такового педагогического образования у них нет.

Мы смотрим, чтобы у них обязательно было по несколько лет вожатской практики в детских лагерях, потому что там у них были специальные тренинги и курсы. Нужно, чтобы они могли увлечь ребенка», — говорит он.

«Роботы» вне технопарков

В основу всего курса «Образовательных роботов» лег собственный конструктор Сергея, который, по его словам, не имеет ничего общего с привычными наборами для моделирования, которые используются в обычных технопарках, ЦМИТах и школах робототехники. Главной задачей при создании своей школы Сергей изначально обозначил уход от коробочных решений вроде LEGO, TRIK, VEX и других. «Везде, где в программе используются коробочные решения конструкторов, если не хватает какой-нибудь детали в комплекте изначально, то значит нужно докупать новый набор или набор расширения. Мы же считаем, что такие ограничения не нужны, дети сами могут делать все необходимые элементы в нужном количестве в учебных лабораториях», — рассказывает он.

При этом разработчик признает, что его школа работает в похожей нише, что и детские технопарки, кванториумы и ЦМИТы. Элементная база, на которой обучают во всех этих местах, очень похожа. Но, по его словам, сейчас профессиональным центрам недостаточно работать с обычными конструкторами, так как их уже закупают даже в общеобразовательных школах, и они начинают снижаться на любительский уровень.

«Вы в жизни видели робота, собранного из LEGO? Это игрушки. Вы платите деньги за обучение, но во взрослой жизни эти знания не пригодятся, потому что конструирования там почти нет. Программирования тоже.

У нас к моменту выхода с курсов человек примерно понимает, чего он хочет дальше, потому что у него уже есть опыт во всех специальностях. Мы даем знания, которые можно монетизировать уже после года обучения у нас, потому что аддитивные технологии, моделирование и программирование – это самые востребованные сейчас навыки на рынке», — убежден предприниматель.

О планах и перспективах

По словам Сергея, многие ЦМИТы и технопарки сейчас стали задумываться о недостатке профессиональной базы. Когда открываются курсы с достаточно широким профилем, от резки по дереву до 3D-моделирования, то сложно поддерживать все направления на высоком уровне. Именно по этой причине у «Образовательных роботов» проходят переговоры на предмет открытия филиалов с некоторыми ЦМИТами и технопарками.

Еще одним, более предпочтительным, вариантом развития своего бизнеса Сергей видит открытие собственных постоянных точек. «В этом плане есть несколько организаций, готовых поддержать нас финансово. Мы почти дописали программу методических материалов для них», — говорит он.