В администрации президента России на днях состоялось совещание, посвященное теме регулирования рынка криптовалют. Информацию об этом «Газете.Ru» подтвердил советник главы государства по развитию интернета Герман Клименко.
По его словам, были приглашены представители бизнеса, главы некоторых юридических компаний. Участвовал также советник президента Сергей Глазьев. На момент подготовки данного материала он был не доступен для комментария.
«Представителей Минфина и ЦБ не приглашали. Пока рано. Как только соберем необходимые материалы, так сразу», — пояснил Клименко.
Представители ЦБ и Минфина регулярно выступают с комментариями по теме регулирования криптовалют. Так, замминистра финансов Алексей Моисеев недавно заявил, что может быть введена уголовная ответственность за расчеты в криптовалютах. Но пока никаких документально оформленных инициатив ведомства не представили. Оперативный комментарий от них получить не удалось.
По словам Клименко, процесс подготовки правовой базы под криптовалюты сдвинулся с мертвой точки. Уже разработан глоссарий и есть понимание, что и каким образом в принципе должен регулировать закон в этой сфере. Не исключено, например, принятие закона о коллективных инвестициях. Часть регуляторики может быть внесена в виде поправок в действующее законодательство.
В профильном законе предполагается отразить несколько ключевых тем. Например, обеспечение «прозрачности и работоспособности рынка коллективного финансирования».
Планируется детально проработать «уровни защищенности участников краудфандинга» — снижение рисков, связанных с мошенничеством при осуществлении сделок, анонимностью, непрозрачностью деятельности краудфандинговых площадок.
В законе планируется отразить и такую задачу, как «повышение объема финансирования малого и среднего бизнеса», и даже обеспечение «безопасного вовлечения дополнительных средств населения в реальную экономику». То есть гражданам предложат механизмы инвестирования в экономику честно добытой с помощью майнинга валюты.
Закон будет также содержать требования ко всем участникам коллективного финансирования, включая бенефициаров и менеджеров краудфандинговых площадок, по минимальному размеру уставного капитала.
А также требования к квалифицированным и неквалифицированным инвесторам, требования к идентификации участников. Будут прописаны «ограничения максимального объема привлекаемых средств и объем и порядок раскрытия информации».
Основой регулирования криптосферы будет «сущностный критерий».
«В зависимости от того, обладает токен признаками ценной бумаги либо является простым подтверждением вложения средств, на него распространяются соответствующее нормы законодательства о рынке ценных бумаг либо общие нормы гражданского законодательства и положения о защите прав потребителей», — говорится в материалах к совещанию.
Регулирование, аналогичное для регулирования IPO, должно применяться только к токенам, обладающим признаками ценных бумаг. Использование токенов для привлечения средств в ICO схемах, не квалифицируемых в качестве эмиссии ценных бумаг, подчиняется общим нормам о краудфандинге, а само законодательство о краудфандинге должно быть технологически нейтральным, полагают авторы материалов.
Председатель финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков рассказал «Газете.Ru», что по итогам совещания в администрации президента пришли к понимаю, что необходимо в первую очередь определять глоссарий. В частности, нужно прописать определение понятий «распределение реестров», «ICO», «коины» и прочее.
«Также нужно в первую очередь прописать правила ICO. Большинство участников совещания высказались за то, что нужна легализация и правила на этом рынке, то есть около 95% высказались за», — говорит Аксаков.
Однако некоторые участники совещания были против этого, предлагая «оставить все, как есть».
Глоссарий сейчас содержит более десятка терминов. Например, разъяснено, что такое «виртуальная валюта». Это средство выражения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве: (1) средства обмена; и/или (2) расчетной денежной единицы; и/или (3) средства хранения стоимости, но не обладает статусом законного платежного средства.
Токен — это электронная запись в распределенном реестре, закрепляющая право участника распределенного финансирования на получение товаров/услуг или дохода, зависимость суммы дохода от определенных условий, условия представления товаров/услуг или выплаты дохода, условия определения суммы дохода (формулы, указания на события и так далее), плательщика дохода и другие существенные условия автоматизированного контракта.
Дано также определение самой технологии блокчейн: «Блокчейн (распределенная база данных) — представленная в объективной форме совокупность записей любого содержания в памяти электронной вычислительной машины (ЭВМ), автоматически систематизированных и обработанных в результате криптографического преобразования таким образом, чтобы эти записи могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ каждого пользователя такой совокупности записей, а изменение совокупности записей хранилось в памяти ЭВМ каждого пользователя без возможности самостоятельного изменения пользователем».
Эксперты, в принципе, согласны с необходимостью регулирования рынка. «Правовая база функционирования криптовалют — это просто замечательно, особенно если речь идет об обеспечении должной безопасности для инвесторов и пользователей, а не о запретах и закручивании гаек. В регулировании нет ничего плохого, и это уже доказали США, где оно, без особого фанатизма, происходит уже достаточно длительное время», — говорит Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.
Эксперт при этом считает, что «биткоин уже давно перестал быть гарантом анонимных транзакций: многие правительства придумали, как отслеживать переводы, а отдельные биржи предоставляют чиновникам всю информацию о клиентах».
Так что легализация основных криптовлют особых рисков за собой не несет — террористы, например, перешли на мелкие и незнакомые для большинства криптовалюты. Но всегда существует риск потери средств в погоне за сверхприбылью и вследствие краха рынка. Но подобные риски возможны при инвестировании в любые активы.
По словам Клименко, терминологию и идеологию будущего закона предстоит обсудить 22-23 декабря на очередном совещании. Прошедшее совещание пока оказалось не очень результативным.
«Формат коллективной ответственности подразумевает, к сожалению, по заведенной традиции, что некоторые участники могут прийти неподготовленными и, что называется, сачкануть», — иронизирует Клименко.
Предполагается, что предложения по регулированию рынка криптовалют должны быть в подготовлены к 1 февраля.