Продукты приспособились к кризису

Индекс продовольственных цен год к году снизился в два раза

«Газета.Ru»
Алексей Сазонов/РИА «Новости»
Российская продуктовая инфляция серьезно замедлила свой ход. По данным Росстата, в 2017 году на начало декабря накопленный рост цен составил 2,2%, что более чем вдвое ниже аналогичного показателя 2016 года, когда он находился на уровне 5,5%. Продуктовый набор для «Оливье» за год подорожал только на 0,84%, а набор для «сельди под шубой» даже подешевел на 1,52%. При этом россияне жалуются на рост цен, однако ФАС пока не видит оснований для проверок. Ощущения потребителей могут быть связаны со стагнацией доходов населения и ростом потребления.

Рост цен на продукты серьезно замедлился за последний год, свидетельствуют данные Росстата. Согласно статистике ведомства, индекс потребительских цен с 28 ноября по 4 декабря прибавил 0,1%, с начала года —всего 2,2%. Год назад изменения были куда более ощутимыми для рядового россиянина: в 2016 году с начала года по декабрь индекс подрос на 5,4%.

В ноябре 2017 года стоимость базовой корзины из 33 продуктов выросла лишь на 0,2%, в ноябре 2016 года рост его цены составлял 0,4%.
Таким образом затраты на подготовку праздничного стола не станут для потребителей более обременительными, чем в прошлом году.

Набор продуктов для «Оливье» прибавил в цене за год меньше процента - 0,84%, а для «Селедки под шубой» - даже подешевел на 1,52%.

Российские власти достаточно оптимистично настроены в отношении годовой инфляции: ранее премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявил, что по итогам 2017 года инфляция будет ниже 3%. Для сравнения - в 2016 году она достигала 5,4%.

При этом традиционно в предновогодний период россияне начали жаловаться на рост цен, сообщали «РИА Новости» со ссылкой на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «В центральный аппарат ФАС поступают подобные обращения. Однако цены на продовольственные товары во многом определяются соотношением спроса и предложения, зависят от конъюнктуры рынков и решений, самостоятельно принимаемых участниками рынков», — заявили в ведомстве.

«В настоящий момент поводы для проведения проверок (цен на продукты — прим.) отсутствуют», — добавил собеседник агентства.

Заявления и ожидания населения от новогодних цен могут быть связаны с несколькими факторами. Например, с тем, что у россиян не растут реальные доходы четвертый год подряд, говорил «Газете.Ru» управляющий по исследованиям и аналитике «Промсвязьбанка» Александр Полютов.

«По данным Росстата, инфляция в ноябре в годовом выражении замедлилась до 2,5% после 2,7% в октябре, что является историческим минимумом. Базовый индекс потребительских цен в ноябре опустился до 102,3 против 102,5 в октябре», — рассказывает аналитик. Он отмечает, что среднегодовая инфляция может опуститься до 3,7-3,8%. По его словам, из-за динамики доходов населения рост цен может ощущаться на уровне 10%, а не 3-4%. «Рост доходов населения может возобновиться, скорее всего, только под конец следующего года за счет роста номинальных зарплат, однако обязательные платежи (налоги, проценты по кредитам и другие) будут выступать в качестве сдерживающего фактора», — резюмирует он.

Другой фактор — потребители, привыкшие к кризисным условиям, продолжают наращивать расходы, говорится в исследовании холдинга «Ромир». «Общие повседневные расходы россиян в ноябре продолжили рост, прибавив к октябрьскому показателю 2,4%, что значительно опережает месячную инфляцию в размере 0,2%. В разрезе года рост ноябрьских расходов россиян составил 3,7%, что также превосходит накопленную за год инфляцию в 2,5%», — сообщили аналитики.

На потребительское восприятие роста цен также может влиять подорожание популярных товаров, которое связано с сезонностью или же с условиями производства. В основном цены на продукты в 2017 году снижались: с июня по октябрь 2017 года стоимость базовой корзины снизилась на 12.3%, с 4233 руб. до 3714 руб., а ряд продуктов потерял в стоимости почти десятую часть: подсолнечного масло подешевело на 8,9%, крупа и бобовые — на 12,4%, куриные яйца — 14,2%, а сахар-песок стал дешевле сразу на 24,6%.

Однако отдельные товары — в частности, молочная продукция — дорожали из-за ряда неблагоприятных условий. По данным крупнейших производителей молочной продукции, цены на сырое молоко в 2017 году повысились для них на 14%. Этот рост производители ретранслировали в торговые сети: оптовые цены на молочную продукцию в ноябре по отношению к третьему кварталу выросли: на творог выросли на 5%, на сыр и масло более чем на 20%.

Как говорят участники рынка, к Новому году нет оснований ждать перемены тренда по замедлению инфляции и дефляции на полках магазинов, в том числе и за счет праздничных маркетинговых акций. Так в этом году в крупных сетях цены на продукты для приготовления главных «новогодних салатов» снизились. В «Перекрестке» набор продуктов для приготовления 1 кг «Оливье» стоит в этом году 138,5 руб., что на 25% дешевле, чем год назад.

Наиболее заметное снижение цены среди ингредиентов для этого салата продемонстрировала вареная колбаса, подешевевшая на 40%,
консервированные огурцы (28%), яйца и свежая петрушка, потеряли 16% стоимости. В «Пятерочке» набор для приготовления аналогичного объема этого салата стоит в этом году 115 руб., что соответствует стоимости в прошлом году. В этой сети наиболее заметное снижение цены среди ингредиентов для «Оливье» продемонстрировали яйца (на 22%), зелень (на 21%) и майонез, потерявший пятую часть стоимости. Кроме этого с ноября идет дефляция розничных цен на мандарины (всех ценовых категорий, от низкой до высокой) - 17%, а дешёвых мандаринов - порядка 25%

Торговые сети начинают готовиться к «высокому» новогоднему сезону еще в середине лета. По непродовольственным категориям подготовка начинается практически за год, то есть сразу после наступления Нового года сотрудники приступают к работе над следующим высоким сезоном. За это время подбирается особый новогодний ассортимент, увеличивается объем закупок товаров по всем категориям, но особенно «новогодних» продуктов, за счет чего в дальнейшем формируются специальные предложения.

Акции у сетевиков бывают как собственные, так реализуемые совместно с поставщиками. Промо-акции, то есть, интервальные снижения цен, нацелены на увеличение объемов продаж конкретных товаров. Их обычно планируют на год вперёд. Декабрьские недели – самые востребованные, потому что россияне предпочитают делать закупки на всю праздничную декаду. Производителю промо-акции в торговых сетях расширить круг потребителей его товаров в расчёте на повторные покупки в будущем. А если человек включает продукт в своё праздничное меню, то повысится и его лояльность к конкретной торговой марке.

По мнению эксперта НИУ ВШЭ Максима Маркина, продуктовые цены в декабре будут зависеть от курса валют: если никаких колебаний курса национальной валюты не произойдет, и рубль вновь не потеряет в весе в конце года, то и значительного роста цен к новому году ждать не стоит.