В четверг в саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) приняли участие главы всех шести стран-членов организации. Каждого из них лично встречал во Дворце независимости президент Белоруссии Александр Лукашенко. Самую радушную улыбку он подарил Эмомали Рахмону, зато Сержа Саргсяна заговорщически похлопал по плечу и что-то ему шепнул.
«Надеюсь, сегодняшняя встреча придать новый импульс нашему сотрудничеству», — сказал Лукашено, открывая саммит. Потом задумался и поправился:
«Не только надеюсь, но и уверен в этом, поскольку у нас в повестке ни один десяток вопросов». На этом вступительная часть мероприятия закончилась и президенты ушли совещаться в закрытом режиме.
По окончании саммита Лукашенко, конечно же, не выдал ни одной тайны ОДКБ, ограничившись обтекаемыми формулировками: «договорились о единых подходах в сфере информационной безопасности, кризисного реагирования и использовании миротворческого потенциала».
Акцент он сделал на доверии. Он сказал, что на ОДКБ собрались самые близкие в этом мире государства. «Ближе и роднее у нас нет, к сожалению. А может, и к счастью», — резюмировал президент Белоруссии. На следующий год председательствовать в ОДКБ будет Казахстан.
Договор о коллективной безопасности был подписан в Ташкенте в 1992 году. В ОДКБ сейчас входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В 1993 году к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации.
В соответствии с договором, если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, это будет рассматриваться как агрессия против всех участников ОДКБ.
Профессор кафедры национальной безопасности РАНХиГС Евгений Никитенко не считает, что саммит ОДКБ можно считать всего лишь протокольным ежегодным мероприятием. Значимость координации усилий блока возрастает.
«Мир стоит на пороге масштабной военной конфронтации. В мире образовалось не мало, я бы так выразился, замороженных «горячих зон», способных стать детонатором для масштабного противостояния», — говорит Никитенко.
Из 20 вопросов текущего саммита ключевыми стали проблемы борьбы с терроризмом, киберпреступностью, противодействие незаконной миграции, урегулирование в Сирии и на Украине.
Конечно же, Сирия и Украина – темы номер один для организации, считающейся военным блоком Евразийского экономического союза России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии (ЕАЭС). По этой причине, никто не скрывал, что президенты собираются обсудить связанные с ними проблемы безопасности и сотрудничества.
Но было официально заявлено, что вопрос о направлении миротворческой миссии ОДКБ в Сирию и на Донбасс рассматривать не планируется.
«Утечки» по темам саммита еще накануне его проведения организовали профильные ведомства стран-членов ОДКБ, заседавшие весь день, накануне саммита, в среду.
Например, стало известно, что ОДКБ подготовит единый список террористических организаций. Позже министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей подтвердил эту информацию. При этом он покритиковал «некоторые государства» за их подход к террористам.
«Сегодня в мире некоторые государства, организации делят террористов на хороших и плохих, говоря о том, что надо сотрудничать с хорошими в борьбе против плохих», — сказал министр, отметив, что такой подход неприемлем.
Кроме того, в последние несколько лет с созданием единого рынка труда ЕАЭС обострилась проблема нелегальной миграции. Появилась возможность беспрепятственного доступа на территорию ЕАЭС, на которой проживают 180 млн человек.
Для противодействия этому негативному тренду в рамках ОДКБ был согласован проект документа под названием «Нелегал» — о мерах противодействия нелегальной миграции граждан третьих стран и лиц без гражданства.
Некоторые из министров, приехавшие в Минск на саммит, воспользовались визитом, чтобы укрепить двустороннее сотрудничество. Руководитель оборонного ведомства Армении Виген Саркисян встретился с белорусским коллегой Андреем Равковым.
Он рассказал о реформах в армянской армии и внедрении новой концепции — «Нация-армия». Ее цель — мобилизовать общество на службу национальной безопасности.
«Все правительственные органы, гражданские лица и кто-либо другой должны как положено выполнять свою роль в обороне страны», — пояснял Саркисян.
Предполагается, что военные будут активнее участвовать в экономике страны, вооруженные силы, по словам министра обороны, могут стать «платформой для инноваций, своеобразным мостом, связывающим науку и промышленность».
В самой Армении эту идею критикует гражданское общество, предполагая, что государство хочет воспитывать не гражданина, а солдата. В будущем такой военизированный гражданин не будет отстаивать свои права, зато будет выполнять приказы, а это прямой путь к установлению военной диктатуры.
Не известно, как отреагировал на эту идею белорусский военачальник, но если концепции «Нация-армия» была предложена для обсуждения в рамках ОДКБ, сторонники найдутся.