О предложении «подумать» над объединением Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС) Игорь Шувалов сообщил во время расширенной коллегии ФНС – 21 ноября эта служба отмечает профессиональный праздник «День налоговика». Хотя обычно на ежегодных коллегиях, приуроченных к этой дате, больше говорят об успехах службы.
Игорь Шувалов объяснил свое предложение тем, что в мае 2018 года «появится новое правительство, если все будет течь согласно конституционным срокам». Первый вице-премьер уточнил, что
«если по налогам мы договорились — надо принимать решение по налоговой системе и ставкам в начале политического цикла с тем, что бы все жили спокойно все 6 лет».
Он считает, что от того, как будет построена система администрирования, условия функционирования бизнеса будут зависеть не меньше. Поэтому решение, по его словам, должно быть принято при формировании нового правительства, в мае 2018 года. А к этому моменту «нужно определиться, провести несколько встреч с президентом о том, как правильно должна существовать в совокупности ФНС».
Игорь Шувалов так же рассказал, что в некоторых странах уже существует единая фискальная служба. И он «к этому постоянно подводит таможенные и налоговые органы». «Не могу сказать, что это идет просто», — признался первый вице-премьер. По его словам, даже руководитель ФНС Михаил Мишустин
«пытается как можно быстрее откреститься и показывает своим видом, что надо разобраться в тех полномочиях, которые переданы ФНС, в том числе и администрирования страховых платежей».
Первое укрупнение ФНС произошло в 2016 году – в июне администрирование страховых взносов было передано налоговикам от внебюджетных фондов по указу президента Владимира Путина. Новые функции ФНС начала выполнять с 1 января 2017 года. Бюджетную экономию от передачи администрирования страховых взносов глава Счетной Палаты Татьяна Голикова оценила в 40-60 млрд руб. Игорь Шувалов настаивал, что прошлогоднее решение «промежуточное».
По его словам, что если «мы не уверены, что от создания единой фискальной службы будет лучше — значит такое решение принимать не нужно.
Если будет лучше и это будет понятнее для государства, которое получит совершенно стабильный доход через администрирование, и будет лучше для граждан и юрлиц, то решение следует принять в мае, при подписании решения о системе органов исполнительной власти».
Одним слиянием ФНС и ФТС дело может и не ограничиться. На том же мероприятии Игорь Шувалов высказал недовольство другой службой – Росреестром. По его словам, власти потратили на создание реестра прав собственности на недвижимость несколько миллиардов, но «при этом у нас нет реестра в том виде, в котором мы хотели бы его видеть».
Поэтому, ФНС иногда с запаздыванием начинает начислять налоги на недвижимость для новых собственников или вообще не начисляет, поскольку не получает данные Росреестра о правах собственности на недвижимое имущество.
Под контролем ФНС уже находятся реестр юрлиц и индивидуальных предпринимателей, реестр граждан. И если реестр недвижимости «является основой для уплаты налога на недвижимость, то очень сложно объяснить, почему он не у вас. Почему это не должно быть в одних руках?», — обозначил проблему Игорь Шувалов.
Впрочем, как удалось выяснить «Газете.Ru», пока вопросы реформы правительства ни в Кремле, ни в Белом доме не обсуждались.
Глава ФНС Михаил Мишустин, который встречался в понедельник с Владимиром Путиным, сообщил «Газете.Ru», что не обсуждал расширение полномочий ФНС с президентом.
Татьяна Голикова так же не участвовала в обсуждениях этого вопроса, и говорить на эту тему до решения президента не стала. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова сказала «Газете.Ru» что ей «об этом ничего не известно».
Замминистра финансов Илья Трунин отметил, что документов по этой инициативе пока нет. Он считает, что сейчас следует обсуждать сквозные механизмы взаимодействия ФНС и ФТС, когда информация с момента таможенного декларирования транслируется в налоговый орган, что, в свою очередь, помогает выявить «потерю» таможенной, а затем и налоговой стоимости.
Источник «Газеты.Ru» в финансово-экономическом блоке правительства рассказал, что и Минфин и Минэкономразвития от этой идеи «далеко не в восторге».
«Никакого обсуждения в последнее время не было ни у президента, ни у премьера», — сказал чиновник.
По его словам, у Минфина и раньше, когда возникала тема слияния ФНС и ФТС, были возражения. Главный риск: «если вдруг фискальным органом по таможенным платежам станет ФНС, то тогда налоговый период будет 3 месяца, а не сразу, как при импорте товаров. Но для Минфина это означает большой кассовый разрыв, который оценивается в 200-300 млрд руб. Не уверен, что Минфин на это согласится», – сказал собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, другой риск сложнее оценить. Дело в том, что налоговая отчетность сильно отличается от таможенной, и сдается она раз в квартал. «Внутри одного налогового периода можно будет завести реализовать товар и ликвидировать компанию», – сказал чиновник.
Глава «Деловой России» Алексей Репик считает, что предложение об объединении ФНС и ФТС, безусловно, имеет право на жизнь. Но эти две службы являются основными инструментами пополнения бюджета, и, несмотря на то, что они выполняют одну функцию, делается это очень разными методами.
«Они конечно должны координироваться — у них должна быть общая база данных, информационный обмен должен быть построен на очень высоком уровне. И все же у меня нет уверенности в том, что на данном этапе целесообразно объединение двух служб в единую структуру», – сказал Репик.
Он считает, что «процесс интеграции может оказаться непростым и очень дорогим, поэтому вопрос как быстро этот синергетический эффект будет получен, будет, в том числе, одним из результатов анализа, который Игорь Шувалов поручил провести».
Пока же Игорь Шувалов добился не только публичной дискуссии о будущем ФНС и ФТС. Он первым из уходящего в следующем году в отставку правительства заявил о том, что конфигурация нового кабинета министров должна измениться. Так что вице-премьера можно понять и так: он точно собирается участвовать в обсуждении нового формата правительства.
До этого с предложениями по формированию правительства выступал только глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Он предлагал в 2018-2024 годах сократить госаппарат и затраты на него примерно на 30% от текущего уровня, сформировать цифровую экосистему данных для госуправления, а в правительстве — «стратегический блок» под управлением вице-премьера как постоянный механизм проектной деятельности государства.