Место для проведения саммита стран СНГ, состоявшегося в среду, было выбрано неплохо – на берегу моря, в Имеретинской долине. Раньше здесь был местный «шанхай» – частные дома с пристройками-надстройками под аренду для граждан-отдыхающих. Но к Зимним играм 2014 года их бульдозерами сровняли с землей и построили образцово-показательную олимпийскую деревню.
Здесь вырос целый город апарт-отелей с олимпийского уровня ценами за сутки проживания. Правда, в некоторых корпусах не было горячей воды, а магнитные ключи не открывали железные калитки на заборах, отделяющих жилые корпуса от Конгресс-центра (место для саммита) и пафосного «Редиссона» (место для вип-гостей).
К этому можно добавить, что 10-километровая набережная имеет всего один спуск к морю, к пятидесятиметровому пятачку пляжа с булыжниками.
Впрочем, президенты, прилетевшие на саммит, жили в основном в центре Сочи. И судя по всему, остались довольны приемом. По крайней мере, все искренне улыбались во время традиционных процедур, приличествующих саммитам: на церемонии приветствия и совместного фотографирования.
Министры, яблоки и вино
Открытию саммита предшествовали двусторонние встречи Путина с коллегами. Например, с главой Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым и главой Молдавии Игорем Додоном. Путин поздравил их с тем, что они впервые принимают участие в саммите СНГ. Мирзиеев тоже нашел добрые слова в адрес Путина, отметив, что все договоренности между странами воплощаются. И даже товарооборот теперь растет.
«Как вы уже сегодня отметили, у вас рост 20%, а по нашей статистике – даже больше. И это очень радует», — сообщил Мирзиеев. И добавил, что члены российского правительства зачастили в Узбекистан. «Идёт очень серьёзное накопление, исполнение наших с вами договорённостей министрами», — подытожил туркменский глава.
Додону тоже не на что было пожаловаться. Наоборот, он хотя и впервые участвовал в саммите СНГ, но от дружбы с Россией получил, похоже, не меньше остальных лидеров.
Для Молдавии Россия ранее отменила существовавший с 2006 года запрет на 20 видов винодельческой продукции. И на ввоз некоторых видов фруктов.
«Экспорт вина увеличили почти в пять раз! Экспорт яблок — в 7,3 раза!», — радовался Додон в один из предыдущих визитов в Москву весной этого года.
Кроме того, Путин амнистировал десятки тысяч молдавских трудовых мигрантов, нарушивших российские законы. Всего в России трудится примерно полмиллиона молдавских гастарбайтеров.
Путин и Додон по ходу саммита договорились даже решить застарелую проблему. Речь идет о Приднестровье, отколовшемся от Молдавии 25 лет назад.
Правда, тему приднестровского камбэка лидеры решили обсудить после парламентских выборов в Кишиневе в 2018 году. Сейчас молдавский парламент неподконтролен Игорю Додону.
Верные «алабаевцы»
Но шире всех улыбался во время встреч с Путиным и другими лидерами президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Он подарил Путину по случаю прошедшего недавно Дня ангела щенка алабая – азиатской овчарки.
«Я сегодня привез с собой маленького алабая, зовут его Вепалы, в переводе – Верный. У вас это, думаю, тоже популярное имя», — сказал туркменский глава.
Путин вместо ответа поцеловал Верного. Это уже третий верный пес президента, не считая Баффи и Юмэ, тоже дареных. У Людмилы Путиной остался той-пудель Тося.
«У нас есть все возможности для новых крупных проектов», — сказал Путин, открывая саммит и президенты ушли совещаться в закрытом режиме. Не прошло и полчаса, как президенты снова вышли в прямой эфир — за круглым столом.
Было заявлено, что состоялся «подробный разговор о сотрудничестве». О чем именно был разговор, лидеры решили не распространяться.
Слово сразу же предоставили Эмомали Рахмону. Глава Таджикистана за 3 минуты доложил высокому собранию о том, чем будет заниматься СНГ под его председательством в 2018 году. Терроризм, борьба с оргпреступностью, коррупцией — обозначил приоритеты Рахмон.
Далее знамя СНГ подхватит туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов. Он пообещал вывести на «межконтинентальный уровень экономическое партнерство в рамках СНГ». Бердымухамедов уложился в 5 минут.
Сейчас в СНГ формально числятся, кроме России: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. В справочных материалах, выданных Кремлем к саммиту, в СНГ входят еще и Украина. Ее знамя выставляется вместе со знаменами других стран, когда проходит процедура фотографирования лидеров.
Но от Украины на этом саммите и на заседании совета министров иностранных дел СНГ не было никого. Похоже, развод состоялся в окончательном виде. Место возле украинского флага пустовало. «Украина направила самого конструктивного представителя — знамя», — пошутила Мария Захарова, представитель МИД РФ.
Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев уточнил, что Киев, хотя и числится в СНГ, членских взносов не платит.
За семью, за традиции
Далее саммит и вовсе набрал невиданную скорость по абсорбированию повестки. Но Путин успел назвать главное, что его вдохновляет в СНГ: восстановительный рост экономик.
«С начала года наблюдается восстановление экономической активности в наших странах. На 25% вырос объем взаимного товарооборота. Он достиг $75 млрд», - подчеркнул российский лидер.
Докучать гостям деталями о товарных потоках он не стал. Тем более, что можно было спровоцировать ответную реакцию президента Белоруссии Александра Лукашенко. Белорусский батька в последнее время остро критикует формат интеграции за непоследовательность и многочисленные изъятия из единых правил. Как только в белорусском бюджете появляется новая дыра, батька идет в атаку на Кремль, добиваясь новых кредитов.
В итоге Путин предложил подписать главам государств и правительств 18 документов и поддержать традиционные семейные ценности. Заявление об этом подписали все лидеры СНГ.
Видимо, в пику слишком разгулявшимся странам Западной Европы, толерантно одобряющим однополые браки и прочие нетрадиционные ценности. «Документ открыт для присоединения и других стран мира», - сказал российский президент.
Лидерам не удалось согласовать только один документ: об адаптации объединенной системы противовоздушной обороны. Вопрос отложили на следующий год. На этом сочинский саммит закончился и плавно перетек в заседание Евразийского экономического союза.
В этом формате тоже все идет хорошо, отметил Путин. «Последовательно расширяется охват взаимного сотрудничества ЕАЭС», — туманно отреагировал на это нынешний председатель в Евразии Серж Саргсян, президент Армении.
Российский лидер заявил также, что «нужно продолжать системную работу по устранению ограничений, мешающих свободному передвижению товаров, рабочей силы, услуг и капитала между нашими государствами».
«Следует ускорить разработку дорожной карты по ликвидации имеющихся пока еще барьеров в сфере промышленности, агропромышленном секторе», — сказал Путин.
Он подчеркнул, что нужно более тесно взаимодействовать с партнерами по СНГ для продвижения ЕАЭС на международной арене.
СССР развалился, а проблемы остались
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», не разделяют оптимизма лидеров стран СНГ.
Интеграция на постсоветском пространстве буксует. Сдерживается интеграция во многом теми же факторами, которые привели к разрушению СССР, отмечают эксперты.
«Это, прежде всего, различия интересов в политике и экономике, стремление получить индивидуальные преимущества», — говорит Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade. Причем, в основе политических разногласий часто стоят экономические интересы.
Экономический кризис последних лет не сблизил страны-члены СНГ, а наоборот усилил дезинтеграцию. Удельный вес взаимной торговли во внешнеэкономических операциях стран СНГ уменьшился с 22% до 18,9% (2009 --2015 годы). Взаимные прямые иностранные инвестиции между странами сократились на 25,8% с пикового 2012 года.
Нередко страны СНГ стремятся искать более приемлемые условия для торговли не внутри СНГ или в Евразийском союзе, а вне их пределов, будь то Евросоюз или Китай. Преимущества географического соседства используются слабо, добавляет Гойхман.
Еще одна упущенная возможность стран-партнеров по СНГ и Евразийскому союзу: борьба с протекционизмом. В повестке такого пункта нет.
Нетарифные барьеры (санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, квоты, меры количественного контроля) — один из трех ключевых рисков интеграции, считает Михаил Демиденко, заместитель директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР).
«Национальные регуляторы склонны к протекционизму, часто неформальному. Иногда фиксируется желание получить максимум от интеграции, не дав ничего взамен. Это недальновидная политика, однако, она живет в умах чиновников, которые не привыкли мыслить стратегически», — говорит эксперт.
По оценкам ЕАБР, нетарифные барьеры съедают до 20% прибыли экспортеров внутри ЕАЭС.
При снижении уровня нетарифной защиты в среднесрочной перспективе наибольший выигрыш от снижения нетарифных барьеров будет у Белоруссии: ее реальный ВВП вырастет на 2,8%, благосостояние на 7,3% накопленным итогом.
Риски для союзников
Нетарифные барьеры не могут быть устранены полностью и должны быть синхронизированы и снижены. Но меры ценового контроля и меры, влияющие на конкуренцию, которые часто называется «песком в колесах», в принципе должны быть ликвидированы, добавляет Демиденко.
Он отмечает и наличие политических рисков для ЕАЭС.
«Мы уже наблюдали ситуацию, когда работа над принятием важных документов в рамках ЕАЭС становилась заложницей политических процессов и противоречий», — говорит эксперт.
Наконец, на постсоветском пространстве сильны макроэкономические риски. Например, девальвация в Казахстане прошла на полтора года позже чем в России.
Это сделало российские товары более конкурентоспособными на казахском рынке, что привело к дисбалансам в торговле и даже высказывались призывы введения ограничительных мер в торговле, что противоречит принципам единого рынка товаров ЕАЭС.
Или, например, Армения присоединилась к ЕАЭС в 2015 году, когда в силу геополитического противостояния и падения цен на энергоресурсы ключевая экономика ЕАЭС – российская — испытывала существенные трудности, которые транслировались на малые экономики.
«Это дает возможность оппозиционным силам в Армении до сих пор задавать вопрос: что получила Армения от участия в ЕАЭС? Этих трудности можно было бы смягчить, проводя более скоординированную макроэкономическую (монетарную и фискальную) политику», — считает эксперт.
В будущем могут возникнуть риски связанные с несинхронностью промышленной политики, добавляет эксперт.