Тотальный контроль: авиаперевозчикам подрежут крылья

В России предлагается создать фонд защиты прав авиапассажиров

Евгения Петрова, Петр Орехин
Михаил Джапаридзе/ТАСС
Авиакомпании, находящиеся в «неудовлетворительном» финансовом состоянии, не смогут продавать билеты, им ограничат допуск на международные направления и приостановят лицензию. Аэропорты обяжут обслуживать «задерживаемых» пассажиров в обязательном порядке. Такие предложения подготовил Минтранс по итогам кризиса «ВИМ-Авиа». Неоднозначную реакцию участников рынка вызвало предложение создать компенсационный фонд для пассажиров.

В среду на заседании рабочей группы в Госдуме министр транспорта Максим Соколов сообщил, что его ведомство, совместно с сообществом туроператоров, «Российской ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ), Ассоциацией аэропортов и страховщиками, дорожную карту, направленную на повышение ответственности перевозчиков и туроператоров перед пассажирами.

Этот план стал ответом на жесткую критику со стороны президента Владимира Путина из-за кризисной ситуации, связанной с масштабными задержками рейсов авиакомпанией «ВИМ-Авиа».

Максиму Соколову глава государства вынес представление о неполном служебном соответствии, и предупредил, что дальнейшая его судьба зависит от того, насколько быстро и эффективно министр «разрулит» кризис. Владимир Путин также отметил неэффективность действующих критериев в авиаотрасли, которые допускают возникновение подобных сбоев.

И вот, спустя несколько дней, министр транспорта представил план. Он, в частности, предполагает, что Минтранс будет тщательно отслеживать финансовое состояние авиакомпаний (впрочем, как именно, пока неясно).

«Первый шаг – внесение изменений в части приостановления действия сертификата эксплуатанта при нахождении авиакомпании в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии, влияющем на безопасность полётов и права потребителей. Так регулятор сможет оперативно вмешиваться в деятельность авиакомпаний при попадании в ту или иную группу риска», – сообщил министр.

Авиакомпании с неудовлетворительным финансовым состоянием могут быть лишены права на продажу билетов. В отдельных случаях предлагается вовсе отзывать у компании лицензию. Также предлагается внесение изменений в допуски к международным рейсам.

Пассажирам, чьи рейсы задерживаются на длительное время, могут повысить размер компенсаций, а аэропорты обяжут осуществлять их обслуживание.

Минтранс также предложил ввести жесткую ответственность туроператоров за продажу авиабилетов без обратного билета, а Ростуризм наделить полномочиями по контролю за онлайн-продажами путевок. Шла речь и о необходимости обязательного введения электронной путевки в качестве бланка строгой отчетности. В ведомстве считают, что целесообразно ввести санкции и механизм жесткого контроля за нарушение туроператорами действующего законодательства.

Одним из основных предложений было озвучено создание компенсационного фонда для выплат пассажирам. В Минтрансе его называют «объединение авиакомпаний для финансирования расходов на оказание помощи пассажирам, а также в целях недопущения сбоев в перевозке пассажиров и защиты их прав».

На заседании в Госдуме прозвучала фраза, что это может быть аналог компенсационного фонда защиты прав дольщиков, закон о котором был принят минувшим летом.

«По ним (дольщикам) мы приняли закон, что если граждане России оплачивают строителю на объект «А», то деньги идут только на него, и строитель не имеет права направить деньги на объект «Б». И сейчас же проблема резко изменилась – он не мажет эти 100 рублей по пяти строительным площадкам», - сказал глава комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

По словам Москвичева, что сейчас будет вестись работа с Минтрансом по созданию такого фонда для авиапассажиров. Он полагает, что это не приведет к росту цен на билеты.

Советник руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин, в ходе встречи в Госдуме, напомнил, что в туристической отрасли тоже есть свой фонд помощи при банкротстве компаний. Ассоциация «Турпомощь» сейчас располагает суммой свыше 700 млн. руб., и в случае проблем у туроператора, деньги государства не потребуются.

При этом он уверен, что не нужно отягощать никакими фондами авиакомпании, которые выполняют регулярные рейсы, потому что это скажется на стоимости авиабилетов. По его мнению, надо создать фонд именно для чартерных перевозчиков.

Президент АЭВТ Владимир Тасун говорит, что сегодня есть все инструментарии, но все стороны должны нести ответственность за свои действия. Кроме того, необходимо понять, какое звено в сегодняшней цепочке дает сбои. Он вспомнил кризисные ситуации с компаниями «Трансаэро», «Континент» и Air Union. Он добавил, что возможно, нужно внести изменения в оценку финансового состояния авиакомпаний, а также ограничения в сертификаты эксплуатанта. Сейчас же, «либо ноты есть, играть не умеем, либо ноты неправильно написаны».

По его словам, предложение о создании фонда имеет место быть, но вряд ли это решит системную проблему. «Мы хотим взять денег, и в один момент, когда все это случилось, залить этот пожар деньгами», - высказался Тасун. По его словам, создание фонда несерьезно, и поэтому нужно подумать над упреждающими мерами.

К проблеме «ВИМ-Авиа» привело отсутствие должного контроля за финансовым состоянием авиаперевозчика, соглашается заместитель генерального директора TUI по России и СНГ Александр Сирченко.

«Мы надеемся, конечно, на выполнение авиаперевозчиками контрактных обязательств. Если взять этот сезон, то мы проплатили порядка 850 млн. рублей авиакомпании «ВИМ-Авиа». Мы оплачивали с марта до октября включительно. Денег на перевозку наших туристов были достаточно», - сказал представитель туроператора. Он уточнил, что все пострадавшие туристы вывезены. Расходы составили еще порядка 150 миллионов рублей.

Сирческо также добавил, что видит необходимость компенсационного фонда для авиационной отрасли.

«Не может так всегда происходить, что финансовые проблемы, связанные с прекращением деятельности авиакомпании, решались за счет туроператоров.

И мы предлагаем создать фонд, а также усилить ответственность авиаперевозчиков за несвоевременное предоставление туроператорам или авиаконсолидаторам в установленном порядке выписывать билеты», - сказал он. Сейчас пассажир чартера имеет на руках, отправляясь на отдых, только маршрутную квитанцию.

Горин в данной ситуации предложил проработать вопрос обратных билетов. «Банкротство происходит по пятницам. Мы даже деньги не успеваем перевести в банки, чтобы не допускать тех задержек, которые были. Поэтому обращаемся к коллегам по отрасли внести изменения и лимитировать выдачу билетов туроператору 48 часами», - отметил он.

Также советник Ростуризма также выдвинул предложение оговорить доступ авиакомпаний к зимнему сезону, а также ограничить международный допуск авиакомпаний, которые допускают масштабные задержки чартерных рейсов.

Пока в Госдуме шло обсуждение изменений в нормативную базу, Минтранс отчитался, что на все туристы с просроченной датой вылета вернулись в Россию, и со вчерашнего дня «ВИМ-Авиа» осуществляет перевозки пассажиров в плановом режиме, до середины октября все рейсы будут окончательно завершены.

Общее количество перевезённых 3 октября пассажиров, с учётом перевозок другими российскими и зарубежными авиакомпаниями, составило свыше 3 тыс. человек. Их вывоз осуществляется день в день, по графику, в соответствии с условиями договора о реализации туристского продукта.

«По состоянию на 3 октября авиакомпанией «ВИМ-Авиа» выполнялся плановый вывоз туристов из за рубежа, просроченных рейсов не осталось», - говорится в сообщении ведомства.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий транспортную отрасль, и которому также досталось от Владимира Путина, похвалил Максима Соколова.

«Если говорить конкретно о возвращении туристов домой, он, конечно, справился, сам возглавил штаб и справился», - сказал Дворкович журналистам. Впрочем, в авиаотрасли ходят упорные слухи, что в Минтрансе грядут большие кадровые перестановки. Но их Аркадий Дворкович комментировать отказался.