Британский авиаперевозчик Monarch Airlines заявил о неплатежеспособности. Со 2 октября свою деятельность прекращают входящие в группу компании Monarch Holidays, First Aviation, Avro и Somewhere2stay. Рейсы всех этих компаний отменены.
Сайт Monarch Airlines полностью перешел под Управление гражданской авиации Великобритании (The Civil Aviation Authority, CAA). На нем размещена информация для клиентов авиакомпании: какими альтернативными рейсами можно воспользоваться, чтобы вернуться из отпуска, как можно сдать или поменять билеты перевозчика, куда обращаться за страховыми выплатами.
Как отмечает The Guardian, от приостановки полетов авиакомпании пострадали 110 тысяч пассажиров, которые с билетами Monarch Airlines находились за пределами Великобритании.
Правительство страны попросило CAA зафрахтовать порядка 30 самолетов и принять меры, чтобы вернуть туристов домой.
Министр транспорта Соединенного Королевства Крис Грейлинг уже назвал процесс возвращения пострадавших клиентов Monarch Airlines самой масштабной в истории страны операцией, предпринятой в мирное время.
Кроме того, еще около 300 тысяч ранее оформленных броней на авиабилеты были аннулированы. При этом получить компенсацию за них клиенты проблемного перевозчика могут только в том случае, если их транспортные документы были застрахованы. Учитывая, что многие брони включают в себя посадочные места сразу для нескольких человек, количество «жертв» Monarch Airlines может быть гораздо больше.
По подсчетам телеканала Sky News, остановка британского перевозчика в той или иной степени затронет 860 тыс. человек.
Внешним управляющим назначена KPMG, представители которой заявили, что большинство клиентов Monarch должны получить денежную компенсацию.
Monarсh Airlines — пятая по величине авиакомпания Великобритании, была основана в 1968 году и выполняла рейсы в 40 городов, преимущественно в Испанию. Авиакомпания позиционировалась как бюджетный перевозчик и помимо авиабилетов также занималась продажей комплексных туров.
Проблемы у Monarсh Airlines, 90% которой принадлежит фонду ТОО Greybull Capital, начались давно.
В 2014 году Greybull вложила в Monarch 125 млн фунтов стерлингов ($167 млн) и попыталась перестроить модель компании, превратив ее из чартерного перевозчика в авиадискаунтера. В конце прошлого года из-за отсутствия средств Monarсh Airlines оказалась на грани банкротства. Тогда Greybull вновь пришел на помощь своей авиакомпании, направив ей 165 миллионов фунтов ($220 млн).
«Очень жаль», что три года преобразований и серьезных вложений не увенчались успехом, заявил фонд Greybull в понедельник.
По словам главного исполнительного директора Monarch Эндрю Свайфилда, авиаперевозчик стал жертвой «внешних влияний». После того, как ряд террористических атак вынудил авиакомпании сократить полеты в Египет, Тунис и Турцию, за оставшиеся популярные маршруты открылась серьезная битва, в которой Monarch проиграл.
Некоторые аналитики называют в числе проблем, с которыми пришлось столкнуться авиаперевозчику, падение курса фунта стерлингов после референдума о Brexit в июне 2016 года и, как следствие, рост расходов на топливо, которые оцениваются в долларах.
Monarсh Airlines стала третьей авиакомпанией в ЕС, признанной несостоятельной за последние полгода.
Ранее о своей неспособности финансировать полеты заявили Alitalia и Air Berlin. Причиной проблем всех трех перевозчиков Bloomberg назвал избыток мощностей, вызванный низкой ценой на нефть, что вынуждало перевозчиков в борьбе за долю рынка серьезно снижать тарифы.
По времени крах британского авиаперевозчика совпал с кризисом российской авиакомпании «ВИМ-Авиа».
К спасению нескольких десятков тысяч клиентов авиаперевозчика подключилось правительство РФ и другие российские авиакомпании.
То, что кризис у двух перевозчиков наступил примерно в одно и то же время – осенью – вполне объяснимо: обычно в это время продажи падают, а перевозки остаются еще на высоком уровне, отмечает ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. В остальном – ситуации разные и сходства здесь искать не стоит.
Впрочем, проблемы Monarсh Airlines открывают возможности для других британских операторов расширить свои маршрутные сети. Аналитик Cantor Research Роб Бай отмечает, что данная ситуация является «еще одним шагом в сторону консолидации европейского рынка коротких перевозок». По его мнению, интерес к активам Monarсh Airlines может проявлять компания EasyJet. Сама EasyJet, как отмечает Bloomberg, отказалась от комментариев.
Sky News отмечает, что интерес к взлетно-посадочным местам, флотам и экипажу Monarch проявляет также International Consolidated Airlines (в нее входит British Airways).
А вот к российской «ВИМ-Авиа» интереса пока особо никто не высказывает. Хотя российский вице-премьер Аркадий Дворкович утверждает, что есть некие инвесторы, готовые купить «ВИМ-Авиа» вместе с долгами. Ни одна из российских авиакомпаний не подтвердила наличие хоть какого-то интереса к самолетам, маршрутам и прочим активам перевозчика.