Чувства к еде и друг к другу
Открыть свое первое заведение семейная пара Надежда Пак и Александр Брайловский решили в 2010 году. Как отмечают супруги, к идее заниматься ресторанным бизнесом их привело совместное увлечение кулинарией.
«Когда мы только начали встречаться с Александром, мы проводили много времени вместе. Основным нашим совместным занятием были поездки за всякими редкими продуктами. Я находила разные рецепты, потом мы ехали на дачу, и вместе готовили», — говорит Надежда. Спустя некоторое время на совместные посиделки на даче влюбленные стали приглашать и друзей. Предпринимательница отмечает, что порой ей приходилось кормить большие компании, но это было только в радость.
«Часто такие ужины или обеды заканчивались вопросами: «Слушай, а когда уже можно будет поесть вашей еды не на даче, а где-нибудь поближе к центру?»
На этом история любви друг к другу и к еде выросла в ресторан», — вспоминает Надежда.
На первом этапе создания кафе большим подспорьем для предпринимательницы стало юридическое образование, которое она получила в университете. Понимание различий между ИП и ООО, системами налогообложения, знания о необходимых согласовательных документах и процедурах помогли решить основные вопросы по открытию бизнеса.
При этом сейчас Надежда в эти детали уже не вникает. Каждый должен заниматься своим делом, считает она, поэтому недавно к бизнесу был привлечен юрист, друг семьи. «Он большой профессионал, который помог нам выиграть дело в 600 тыс. руб. Это были штрафы, которые нам выписала ОАТИ. Сама бы я вряд ли смогла выиграть такой суд», — рассказывает предпринимательница.
Домашняя кухня стран всего мира
В меню «Рецептора» можно встретить множество необычных блюд, которые нечасто бывают в ассортименте московских ресторанов. Надежда и Александр предлагают, например, «Завтрак по-тайски», «Аль паб», «Хэлси бургер без булки», «Чай в сифоне» и многое другое. Надежда рассказывает, что рецепты новых блюд рождаются у них с мужем во время путешествий по миру. Одно из ее любимых занятий в таких поездках — посещение кулинарных мастерских.
«Если мы куда-то приезжаем, я обязательно иду в местные кулинарные школы и прошу провести мастер-класс по приготовлению аутентичных блюд. Это такое хобби. Черпаю вдохновение из путешествий, меня это заряжает и дает не только вдохновение, но и идеи что-то смешать, что-то добавить. Так рождается микс, в котором появляются наши блюда и напитки», — рассказывает бизнесвумен.
Еще одной отличительной чертой кафе, как написано на сайте заведения, является натуральность всех продуктов, используемых во время готовки. Надежда отмечает, что условие работы только с «чистыми» продуктами, без усилителей вкуса, красителей и консервантов родилось еще в то время, когда готовили для себя.
Сейчас, для того, чтобы поддерживать качество блюд, в кафе есть специальный человек, который занимается закупками. «Когда отбираем продукты, всегда смотрим на этикетку, на сертификат, чтобы не было в составе Е, красителей, консервантов. Это наше жесткое правило», — утверждает Надежда. По этой причине многие заготовки в кафе делают на своем производстве, чтобы быть точно уверенными, что химии в составе нет.
Особенностью «Рецептора» также стало, что сейчас это семейный бизнес. Помимо мужа в кафе также трудятся сестра Надежды Юлия и брат Геннадий. «Конечно, родственные отношения иногда мешают, есть такой момент. Но наши родственники нас поддерживают, за что им большое спасибо», — размышляет Пак.
Кафе как бизнес-проект
Весомый вклад в развитие сети кафе внес муж Надежды Александр, говорит женщина. Когда «Рецепторов» стало три, владельцы почувствовали острую необходимость в автоматизации и стандартизации процессов. Существующие на рынке предложения предпринимателям не подходили. «Так мы начали писать свою ERP-систему (систему управления ресурсами — прим.) «Рецептор Глобал», под чутким руководством Александра. В нашем штате работает команда разработчиков из пяти человек, — отмечает Надежда. — Собственная система автоматизации — это наша отличительная черта от других точек общественного питания». О своем управленческом опыте Надежда и Александр рассказывают в авторских колонках для одного из деловых изданий.
По мнению Надежды, разработанная стратегия позволяет владельцам кафе не только удерживать постоянных гостей, но и досконально изучать их мнение о сервисе. «В частности, мы замеряем такие показатели, как NPS — это степень удовлетворенности наших гостей. Другой инструмент – это служба тайных гостей.
В каждый «Рецептор» у нас приходят по два тайных гостя в неделю и по более чем пятидесяти вопросам оценивают сервис, качество, чистоту и так далее», — объясняет предприниматель.
Другим инструментом, который помогает развивать свое дело, владельцы «Рецептора» называют портал бизнес-навигатора МСП. В какой-то момент Надежда и Александр решили взять кредит на развитие сети. Обратившись в торгово-промышленную палату Москвы, они узнали о существовании портала и решили воспользоваться представленными сервисами.
«В навигаторе мы пользуемся поиском помещений, когда ты можешь забить месторасположение, площадь и посмотреть, прицениться, узнать какова цена вопроса сейчас на рынке. Кроме того, там есть список всех торгово-промышленных палат, всех банков, это тоже очень удобно, — рассказывает бизнесвумен. — Еще там появился раздел, связанный с проверками, о том, как себя вести во время проверок, какие требования могут предъявлять».
Планы на будущее
В данный момент сеть кафе насчитывает пять ресторанов, но, по словам Надежды, они с мужем не собираются останавливаться на достигнутом. Глобальной целью предприятия она видит создание ста ресторанов не только в Москве, но и в других городах России и зарубежья.
Предпринимательница отмечает, что самое главное во время роста бизнеса – это сохранить качество. Компания — это люди, считает Надежда, поэтому отбором топового персонала она занимается самостоятельно с мужем. Помимо этого, владельцы «Рецепторе» используют другие инструменты контроля качества, например, раз в две недели происходит одновременная проверка кафе в виде квеста.
«Это одновременный контроль качества всех ресторанов в формате игры. Мы стараемся вовлечь в нее людей и сделать процесс проверки интересным, нежели стоять с палкой у человека», — размышляет она.
Как рассказывает Надежда, лично для нее удовлетворенность гостей является главным мерилом работы. «Миссия «Рецептора» звучит так: «Стать любимым рестораном для жителей Земли, а может быть, и Вселенной, прославиться высокими стандартами, направленными на заботу о человечестве». Для себя мы поняли, что любимыми у наших гостей мы сможем стать только тогда, когда эта любовь взаимна. Для этого мы стараемся делать все», — заключает Надежда.