Больной безнадежен
Правительство РФ во вторник, 26 сентября, практически официально отказалось спасать «ВИМ-Авиа», которая из-за финансовых проблем прекратила выполнять чартерные рейсы.
«Господдержка уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила свою работу», — заявил журналистам глава Минтранса Максим Соколов.
В понедельник перевозчик заявлял, что продолжает «переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании, для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров» и планирует «введение внешнего антикризисного управления». Однако официального обращения за господдержкой со стороны «ВИМ-Авиа» не было, подчеркивают в Минтрансе.
«Никаких объемов (госгарантий) они пока не запрашивали, пока это тоже на уровне разговоров, пока официального обращения мы не получали», — сказал журналистам замминистра транспорта Валерий Окулов (цитата по «Интерфаксу»).
Министр финансов Антон Силуанов также отметил, что официального обращения в его ведомство с просьбой о поддержке проблемного авиаперевозчика не было, соответственно, и рассматривать нечего.
СМИ со ссылкой на различные источники сообщали о возможной помощи «ВИМ-Авиа» со стороны правительства Татарстана, банка «Зенит» и нефтяной компании «Татнефть». В пресс-службе правительства республики эти слухи опровергли еще в понедельник, представитель банка «Зенит» заверил «Газету.Ru», что у финансовой организации нет планов оказать кредитную поддержку перевозчику. «Опубликованная в ряде СМИ информация на этот счет не соответствует действительности», — заверил он. Получить комментарий «Татнефти» по этому вопросу не удалось.
Общий объем задолженности «ВИМ-Авиа» перед всеми категориями кредиторов — поставщиков авиатоплива, аэропортового обслуживания и т.п. пока в процессе подсчета.
«Цифры плавают, — признал Окулов. — Первоначально была задолженность по аэропорту «Домодедово» в районе 500 млн руб., сейчас уже другие объемы. Наша задача понять размер бедствия».
Ситуация крайне сложная, констатирует Росавиация. «У перевозчика отсутствуют ресурсы для продолжения операционной деятельности, в результате чего прекращена заправка и обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ и иностранных государств. Самолеты, взятые на условиях аренды, находятся под угрозой ареста, поскольку авиакомпания имеет большую просроченную задолженность перед лизингодателями. В этой ситуации Росавиация обратилась к авиационному сообществу с просьбой поддержать перевозки пассажиров «ВИМ-Авиа» на регулярных и нерегулярных рейсах», — отмечается в сообщении ведомства.
«Для контроля и эффективного расходования этих средств в «ВИМ-Авиа» вводится внешнее управление, которое будет сформировано из представителей аэропорта «Внуково» и авиакомпаний, имеющих опыт антикризисного менеджмента», — добавили в Росавиации.
Социально-значимый маршрут
Сейчас главная задача регулятора – вывести пассажиров «ВИМ-Авиа» из-за границы, решить проблему с задержками рейсов и обеспечить выполнение регулярных маршрутов, которые взял на себя перевозчик.
В Росавиации сообщили, что около 200 млн рублей будет выделено из федерального бюджета авиакомпаниям, которые смогут перевезти пассажиров «ВИМ-Авиа» на внутренних регулярных рейсах.
В Минфине «Газете.Ru» информацию об уже принятом решении о выделении средств из федерального бюджета не подтвердили. «В Минфин России письмо официально не поступало», — сообщили в пресс-службе финансового ведомства. Впрочем, до внесения бюджета в парламент у правительства еще есть несколько дней.
Выделение компенсации перевозчикам из бюджета будет проходить по постановлению правительства «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта».
Таким образом, расплатой за спасение пассажиров «ВИМ-Авиа», вероятно, станет лишение ее сертификата эксплуатанта и полный уход с рынка.
Готовность оказать помощь в перевозке пассажиров «ВИМ-Авиа» подтвердили авиакомпании «Уральские авиалинии», iFly, Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер», «Якутия».
В пресс-службах авиаперевозчиков эту информацию пока никак не комментируют. В одной из авиакомпаний «Газете.Ru» пояснили, что в настоящее время детали перераспределения рейсов «ВИМ-Авиа» между другими компаниями обсуждаются с Росавиацией.
«Сейчас в Росавиации проходит совещание, обсуждается, кто из перевозчиков, какие рейсы возьмет на себя», — сказал собеседник «Газеты.Ru», подтвердив, что авиакомпаниям обещали компенсировать доходы из бюджета в следующем году.
Кроме того, авиакомпания «Россия» официально опровергла информацию, распространяемую рядом СМИ, о том, что она будет финансировать полеты «ВИМ-Авиа» из «Внуково».
Губернатор Магаданской области Владимир Печеный сообщил, что «ВИМ-Авиа» пока продолжит осуществлять перевозки на Дальний Восток, так как достигнута договоренность об обеспечении заправки самолетов авиакомпании.
По его словам, пассажиры, у которых вылет запланирован после 10 октября, могут уже полететь на самолетах «Аэрофлота» и «России». Сами перевозчики эту информацию пока не подтверждают.
Правительство Чукотской области ищет перевозчиков, которые могли бы заменить «ВИМ-Авиа» на регулярных рейсах. По словам первого заместителя губернатора, ведутся переговоры с такими авиакомпаниями как S7, NordWind, «Аврора», «ИрАэро».
Власти Амурской области рассчитывают, что для восполнения рейсов «ВИМ-Авиа» вдвое увеличит число рейсов между Благовещенском и Москвой с 6 октября авиакомпания «Икар».
Заплатят туроператоры
Самая сложная ситуация сложилась с чартерными рейсами. По словам главы Ростуризма Олега Сафронова, в настоящее время за границей находятся 39 тыс. туристов.
«ВИМ-Авиа» прекратила осуществление чартерной программы, и сейчас за рубежом находится 38 тыс. 915 человек, в основном в Турции», — сказал он.
Еще 1 550 человек должны быть возвращены в рамках чартерной программы внутри страны, кроме того, проблемы с вылетом у 2 200 китайских граждан, которые прилетели в Россию рейсами «ВИМ-Авиа», и теперь не могут вернуться домой.
Кроме Турции российские туристы «застряли» в Италии, Испании, Греции и на Кипре. Всего продано свыше 196 тыс. билетов «ВИМ-Авиа».
Представитель портала Aviasales сообщил «Газете.Ru» о закрытии доступа к билетам авиакомпании в поиске. «Наша служба поддержки готова помочь пассажирам, которые застряли в аэропорту. Вместе с агентами мы ускоряем возвраты и помогаем найти оптимальные маршруты», — сказал собеседник.
В течение ближайших дней Росавиация и Минтранс определят порядок возврата наших туристов на родину.
«Возможно, для этих целей будут использоваться возможности авиакомпании «ВИМ-Авиа», может быть это будут другие авиакомпании. Сейчас вопрос решается », — сообщил Сафронов. По его словам, этот возврат не должен осуществляться за счет средств туроператоров.
В Росавиации отметили, что финансирование международных чартерных рейсов для вывоза туристов из-за рубежа будет осуществляться из внебюджетных источников, в том числе за счет привлечения иностранных перевозчиков.
О готовности осуществлять за свой счет перевозки пассажиров чартерных рейсов «ВИМ-Авиа» уже заявила греческая авиакомпания Ellin Air.
Между тем, сами туроператоры уже начали вывозить туристов за свой счет. «На сегодняшний день мы можем говорить как минимум о двух туроператорах, которые уже начали вывозить своих туристов — это компания Coral, Anex», — сказал журналистам директор «Турпомощи» Александр Осауленко.
«Туроператоры размещают туристов в отелях, продлевают время их отдыха, кому-то оплачивают обратную авиационную перевозку... Перевозкой авиакомпании «ВИМ-Авиа» воспользовались 9 туроператоров: 8 туроператоров выездного туризма и один — внутреннего. Практически все туроператоры уже начали за свой счет работу по возврату туристов на родину», — рассказал Сафонов.
Туроператоры потеряют десятки миллионов долларов в виде депозитов, которые они перевели «ВИМ-Авиа», если им придется повторно оплачивать перевозку своих туристов, заявила журналистам исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе.
Туроператорам их не вернут, и речь идет о том, что они должны повторно оплатить такую сумму, что является неподъемным для большей части туркомпаний, имеющих контракты с «ВИМ-Авиа». «Если дойдет дело до того, что им придется платить, кто-то из туроператоров может не выдержать», — отметила Ломидзе.
Не рассчитали силы
Проблемы «ВИМ-Авиа» возникли из-за «агрессивной политики» по увеличению воздушного флота, заявил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский в эфире телеканала «Россия 1».
Авиакомпания значительно расширила свой воздушный флот путем приобретения в лизинг дальнемагистральных самолетов, таких, как Airbus A330, Boeing 777 и с учетом этих больших машин формировала свое расписание, «к сожалению, не рассчитав своих сил и не приняв в расчет ряд обстоятельств, которые кардинально повлияли на ее деятельность», сказал он.
Возникшая ситуация стала следствием кризиса в отрасли, к созданию которого сама «ВИМ-Авиа» также имеет отношение, отмечает эксперт ВШЭ Андрей Крамаренко.
«Из-за политики отдельных компаний, в том числе самой «ВИМ-Авиа», возник избыток провозной крепости и упали тарифы», — отметил он. Скорее всего, после ее ухода с рынка станет немного легче, считает эксперт.
Несмотря на то, что сегмент авиаперевозчиков, которые используют широкофюзеляжные самолеты как «ВИМ-Авиа» не такой большой, заменить ее на рынке будет несложно, считает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Но кризис «ВИМ-Авиа» показывает, что сложилась очень печальная ситуация и если наметившаяся негативная тенденция продолжится, то мы потеряем рынок гражданских авиаперевозок и перейдем к монополизму, констатирует эксперт.
Во избежание повторения подобных ситуаций в дальнейшем Росавиация будет более пристально следить за состоянием авиакомпаний, и тщательнее подходить к изучению их бухгалтерской отчетности, отметил Извольский.
Задержки рейсов авиакомпаний, по его словам, теперь «станут одним из критериев, который будет влиять на выдачу авиакомпаниям международных допусков».