Рейтинговое агентство Fitch Ratings не исключает возможности повышения рейтинга России, заявил во вторник на конференции директор группы суверенных рейтингов агентства Эрих Ариспе. По его словам, западные санкции против России даже в случае ужесточения не повлияют на «финансовую гибкость» страны.
«Они (санкции), конечно, могут отразиться на более низком уровне роста, но для нас важно, чтобы санкции не повлияли на доступ суверена к финансовым рынкам», — отметил Ариспе.
В прошлую пятницу агентство Fitch улучшило прогноз по кредитному рейтингу России со «стабильного» до «позитивного». Как отметил региональный глава по России, СНГ и Черноморскому региону Fitch Ratings Дмитрий Сурков, прогноз по росту российской экономики, в частности, был повышен агентством с 1,4% в марте до 2%. А инфляция в этом году прогнозируется на уровне 4,2%, а не 4,5%, как считали в агентстве ранее.
Правда, сам рейтинг России остался на уровне BBB- (позитивный прогноз), что соответствует самому низкому значению в инвестиционном классе. Рейтинги нефтедобывающих стран и сопоставимых эмитентов выше российского. Например, у Саудовской Аравия рейтинг A+ со стабильным прогнозом, у Казахстана (BBB/стаб.), у Бахрейна (BB+/негатив.), у Азербайджана (BB+/негатив.).
Действительно, рейтинговые агентства ранее слишком сильно завышали влияние санкций на российскую экономику, комментирует аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Хотя Россия и столкнулась с определенными трудностями из-за санкций, но они сами по себе, хотя и нанесли определенный экономический урон, не дали тех результатов, которых от них ждали, добавляет он.
«Последнее рейтинговое решение не может не радовать», — отметил присутствующего на конференции Fitch заместитель министра финансов Владимир Колычев. По его мнению, рейтинговые агентства в целом слишком «консервативно» смотрят на Россию.
После этого он начал уверять, что российская экономика сейчас «в зоне комфортного баланса». В частности, он отметил победу над инфляцией, восстановление доходов населения, рост инвестиций, доходов компаний, «признаки здорового кредитного цикла». По его словам, раньше динамика роста кредитования не сильно влияла на рост экономики, а сейчас все изменилось.
Кроме того, по словам замглавы Минфина, динамика цен на нефть для России уже не так важна как раньше.
«Сейчас все гадают, что же будет, когда закончится сделка о договоренности по ограничению добычи», — отметил Колычев. По его словам, «цены могут колебаться в каком-то диапазоне», но с точки зрения влияния на российскую экономику это «будет уже не так важно».
Внедрение бюджетного правила и механизмы операций Минфина на валютном рынке, осуществленные с начала года, «это подтверждают», говорит он. «Зависимость курса и по цепочке — всех остальных макропараметров — инфляции, процентных ставок — от динамики цен на нефть сильно снизилась», — отметил замминистра финансов.
«Меры по тому, чтобы сделать макроэкономическую политику скучной, по нашим оценкам, могут добавить к потенциальным темпам роста (экономики) порядка 0,5%. Раньше у нас были темпы роста в пределах 1,5%, сейчас эта цифра ближе к 2%», — похвастался Колычев.
Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова не так оптимистична, как представитель Минфина. По словам эксперта, например, рост инвестиций носит очень переменчивый характер.
На 80% он обеспечен всего тремя крупными проектами: реновацией Москвы, инвестициями в Крым, а также в строительством газопровода «Сила Сибири». Когда эти проекты закончится, вообще нет понимания, что будет с инвестициями, отметила она.
Сомневается Наталья Орлова и в «здоровом кредитном цикле». По словам экономиста, у российских банков накопилось очень много плохих долгов. По официальным данным это около 8% от портфеля кредитов физлицам. По мнению Орловой, банки теперь могут выдавать кредиты, чтобы «плохие» заемщики имели возможность перекредитоваться.
В отличие от замминистра эксперты видят и риски в случае сворачивания соглашения, заключенного в рамках ОПЕК+.
«Остается вопрос, до какого уровня в таком случае опустят цены на нефть. По нашим прогнозам, нефть марки Brent может отступить ниже $40 за баррель — уровня, уход ниже которого является в определенной степени проблемным для нашей экономики. Хотя снижение цен на нефть будет скомпенсировано ослаблением рубля, что сохранит достаточный уровень поступлений в бюджет от нефтегазового сектора, однако это также будет способствовать росту инфляции и, соответственно, подъему ставки российским регулятором. Вкупе это приведет к замедлению экономики», — комментирует старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич.
Риски в российской экономике не изменились: это высокая зависимость экономики от экспорта сырья и, соответственно, цен на него, а также структурные ограничения для роста — высокая доля государства в экономике и ее монополизация, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
«Для решения этих проблем требуются реформы, о которых много говорится, но в силу выборного цикла ожидать прогресса в этой области до марта-апреля следующего года не приходится», — отмечает он.
Как отмечается, в материалах агентства Fitch, следующий плановый пересмотр рейтинга намечен на март 2018 года. При этом эксперты считают, что рейтинговые агентства в любом случае вряд ли перед президентскими выборами согласятся повысить рейтинги России.
Это в том числе и политический вопрос: любое повышение будет рассматриваться как положительный политический жест, отмечает Владимир Тихомиров.
«Агентство Moody's не дает комментариев по возможным рейтинговым действиям. Если агентство Moody's объявляет об осуществлении рейтингового действия, оно делает это в соответствии регулятивными требованиями», — заявили «Газете.Ru» в агентстве.
«Пересмотр суверенных рейтингов происходит по календарю. Последний был 15 сентября», — ответили «Газете.Ru» в агентстве Standard и Poor's.