«Вим-Авиа» прекращает полеты

«ВИМ-Авиа» прекратила чартерные рейсы

Евгения Петрова, Юлия Калачихина, Екатерина Каткова
Самолет Airbus A330-200 авиакомпании «Вим-Авиа» во время церемонии ввода в строй в аэропорту Домодедово, февраль 2017 года Татьяна Белякова/ТАСС
Авиакомпания «Вим-Авиа» прекратила осуществлять полеты чартерных рейсов. У авиаперевозчика, который входит в топ-10 российских авиакомпаний, больше нет средств для продолжения деятельности. По экспертным оценкам, сейчас придется вывозить или отправлять на курорты более 80 тысяч туристов, у которых на руках билеты чартеров «Вим-Авиа».

Авиакомпания «Вим-Авиа» полностью прекращает полеты чартерных рейсов, информирует Росавиация. По сообщению регулятора, компания больше не имеет средств для продолжения своей деятельности.

«Авиакомпанией принято решение о полном прекращении чартерных перевозок пассажиров к местам отдыха (вывоз)», — указывают в Росавиации.

По информации собственника авиакомпании, у перевозчика нет ни оборотных, ни заемных финансовых средств для продолжения перевозок пассажиров собственными силами, сказано в сообщении ведомства по итогам совещания по вопросам операционной деятельности «Вим-Авиа».

Авиакомпания «не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования» и планирует «введение внешнего антикризисного управления», говорится в опубликованном в официальной группе перевозчика «ВКонтакте» посте.

«К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «Вим-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах», — сказано в сообщении.

Там же указывается, что компания продолжает переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров.

«Авиакомпания рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли.

И поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, мы планируем введение внешнего антикризисного управления», — констатирует «Вим-Авиа». 

Росавиация заявила, что в настоящее время государственные органы осуществляют поиск средств, необходимых для продолжения перевозок пассажиров авиакомпании. «С российскими авиакомпаниями ведутся переговоры о замене «Вим-Авиа» на социально-значимых направлениях в города Дальнего Востока», — заверил регулятор.

Ранее эксперты отмечали, что главная проблема с вывозом пассажиров будет именно по дальневосточным маршрутам.

«Есть проблемы по направлениям Певек и Анадырь. Желающих летать туда в очередь не выстраиваются», — сказал исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«Пассажиров чартеров с билетами «вимов» (ВИМ-Авиа — ред.) более 80 тысяч», — рассказала сказала «Газете.Ru» исполнительный директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе.

Ситуация с «Вим-Авиа» обострилась в минувшие выходные, когда в Домодедово были отложены более 10 рейсов авиакомпании с отправлением 22 и 23 сентября. В Росавиации сообщали, что задержки связаны с долгами авиакомпании за топливо. В самой авиакомпании ситуацию объясняли «традиционным сезонным спадом», который привел к «спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов».

В результате Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета начало доследственную проверку по факту задержки рейсов «Вим-Авиа» и нарушения прав пассажиров. К вечеру понедельника, 26 сентября, стало известно, что возбуждено уголовное дело по подозрению в хищении денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании. Дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

По данным следствия, должностные лица «ВИМ-Авиа» продолжали продавать авиабилета на рейсы, зная о том, что у авиакомпании недостаточно средств для закупки топлива. За счет продажи билетов было получено более 1 млн рублей.

Генпрокуратура внесла представление руководителю Росавиации в связи с задержками рейсов «Вим-Авиа» и с задержками зарплат сотрудникам этой авиакомпании, в Росавиации начали доследственную проверку авиакомпании.

«Задолженность перед лизингодателями и аэропортом копилась более 4 месяцев. И регулятор про это не знал?», — задается вопросом Ломидзе.

26 сентября в Домодедово было задержано более 11 рейсов «Вим-Авиа».

«Мои родители сегодня не смогли вылететь в Турцию, — рассказала «Газете.Ru» москвичка Татьяна Ильина. — Рейс nn9307 изначально стоял в 15:55, потом время менялось на 19, затем 21. Приехали в аэропорт в 19:00, чтобы зарегистрироваться на рейс. Узнаем уже на месте, что рейс отложили на завтра на 12:10».

По ее словам, огромное количество родителей с детьми и пожилые люди атаковали стойку «Вим-Авиа».

Но девушки за стойкой не дали никаких объявлений, сказали, что не обладают информацией и надо ждать информации на табло.

«Мы не успели, к счастью, зарегистрироваться на рейс и сдать багаж. Хотели купить билеты другой компании, чтобы не пропадал тур. Но увы, в кассах Домодедово не было рейсов на сегодня в Анталью.

Туроператор TUI тоже не дает комментариев, утверждает, что самолет вылетит завтра», — рассказала Ильина.

По словам пресс-секретаря Российского союза Туриндустрии Ирины Тюриной, в очередной раз решение проблемы ложится на плечи туроператоров. «Получается, им сейчас нужно экстренно искать альтернативную перевозку, чтобы вывезти с курортов и отправить на курорты по разным оценкам от 50 до 80 тысяч туристов.

Вывозить людей в любом случае нужно, они не могут остаться жить на ПМЖ в Турции или Греции», — добавила Тюрина

Всего, по экспертным оценкам, «Вим-Авиа» в обязательствах перед более чем 190 тысячами пассажиров, уточнила Тюрина. По ее словам, речь идет о чартерных рейсах, тех, кто купил билеты на глубину более месяца, а также о китайских граждан, которых активно возит компания.

Свободных бортов на рынке сейчас нет, говорит она. При этом туроператоры оплатили депозиты, чтобы гарантировать полетную программу. «Кладется депозит, а текущие платежи идут по определенному графику. Этих депозитов у «Вим-Авиа» несколько миллионов долларов, по экспертным оценкам, не менее 6 млн. долларов», — объяснила Тюрина.

Кроме того, добавила Тюрина, средства Турпомощи не могут быть использованы для вывоза туристов, потому что они предназначены для вывоза пассажиров в случае банкротства туроператора.

«Мы уже пережили историю с Трансаэро, когда регулятор, Росавиация, назначил авиакомпании, которые на определенных условиях вывозили туристов. На каких условиях — нас не должно интересовать, но эта функция вывоза ни в коем случае не должна ложиться на плечи туроператоров. Это не их проблема», — отрезала Тюрина.

Туроператоры надеются, что завтра Росавиация займется «своими основными обязанностями и привлечет авиакомпании, чтобы вывозить туристов», резюмировала пресс-секретаря Российского союза Туриндустрии.