Локомотив Европы
Выборы в парламент Германии не сопровождаются таким же информационным ажиотажем как референдум о Brexit, президентская гонка в США или Франции, однако их результаты будут влиять на мировую экономику не меньше. Германия – самая большая и сильная экономика Евросоюза, а также мощный игрок в формировании внешнеполитического курса ЕС.
На долю Германии приходится более 20% ВВП ЕС, а по численности населения ФРГ занимает первое место в Европейском союзе.
При этом в ВВП страны высока доля промышленного производства – более 22%. Примечательно, что германской экономике удается удерживать его на высоком уровне уже в течение 20 лет, в то время как в большинстве западных стран этот показатель упал в среднем до 15%.
По объему экспорта Германия опережает всех соседей и находится на третьем месте после Китая и США.
Большинство избирателей связывают это с курсом, которым уже 12 лет ведет страну Ангела Меркель. По данным последних опросов общественного мнения, ее партия из Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) на предстоящих выборах готовы поддержать около 38% избирателей, в то время как у Социал-демократической партии Германии (СДПГ) лишь 22%.
Победить безработицу
К очередным выборам в Бундестаг германская экономика подходит с неплохими показателями.
ВВП растет и прибавил 0,6% во втором квартале. Растут и реальные доходы населения — на 1,2% за второй квартал 2017 года, отмечает Федеральное статистическое управление (Destatis). Увеличился средний уровень зарплат. Госдолг при этом в первом полугодии снизился на 2,9% — до 1 977,8 млрд евро.
Безработица находится на одном из самых низких уровней в Европе в 3,8%.
Мало кто сейчас вспоминает, что еще в начале 2000-х гг. безработица в Германии превышала 10%. А в конце 1990-х гг. страну и вовсе называли «европейским больным». Политические реформы рынка труда были начаты еще правительством Герхарда Шредера в 2000-х гг., направлены они были главным образом на ужесточение правил социального страхования и выплат пособий по безработице. Ради сохранения рабочих мест союзы работников и работодателей договорились не повышать зарплаты, а в период финансового кризиса даже понизили их.
Меркель настроена продолжить борьбу с безработицей и в дальнейшем. Благодаря тесной координации союзов работодателей и работников, которая сложилась в стране, возможности для этого есть.
Данные Eurostat свидетельствуют, что Германия — единственная крупная европейская страна, которая сохраняет баланс бюджета, даже в период кризисных и посткризисных явлений. Профицит германского бюджета за первые шесть месяцев 2017 года составил 18,3 млрд евро, что является самым большим показателем с момента объединения страны.
Социальное неравенство как расплата за стабильность
С тех пор, как в 2005 году Ангела Меркель заняла пост канцлера, ВВП страны вырос на 21,1%, что является самым высоким показателем в Европе за аналогичный период. А по прогнозу Федерации промышленности Германии (BDI), в этом году экономика ФРГ вырастет более чем на 2%, что станет самым сильным показателем за последние шесть лет.
Однако далеко не все в стране довольны такой «стабильностью».
Согласно исследованию YouGov, результаты которого публикует Frankfurter Allgemeine Zeitung,
80% жителей Германии считают, что в стране велика социальная несправедливость, а разрыв между бедными и богатыми растет.
У порядка 40% населения реальная зарплата в последние годы не повышается.
Дизельгейт
Еще одним вызовом для германской экономики стал дизельный скандал. Осенью 2015 года США обвинили автоконцерн Volkswagen в манипуляциях с программным обеспечением для экотестов дизельных автомобилей. Это подорвало репутацию дизельных двигателей и поставило под угрозу судьбу крупнейших автогигантов. Этим летом европейские экологи вывели дизельный скандал на новый виток, а многие обозреватели стали связывать эту историю с предстоящими выборами.
В начале августа на конференции в Берлине руководители крупнейших автопроизводителей Германии, в числе которых BMW, Daimler, Opel и Volkswagen, обязались организовать систему бонусов для клиентов при обмене старых дизельных автомобилей класса Евро-4 и ниже и согласились на модернизацию программного обеспечения 5,2 млн новых дизельных автомобилей. Концерны вынуждены пойти на эту меру, чтобы избежать под давлением экологов угрозы полного запрета на их использование в городах из-за высокого уровня вредных выбросов.
Меркель такое решение приветствовала и пообещала, что не допустит сокращения рабочих мест в автоиндустрии.
Тем же курсом
Партия ХДС/ХCC идет на выборы под лозунгом «За Германию, в которой нам хорошо жить». Основные пункты программы: поддержка роста экономики, борьба с безработицей, снижение налогов, развитие цифровых технологий.
Главные оппоненты Меркель – СДПГ под председательством Мартина Шульца делают упор в предвыборной гонке на социальную справедливость. Их курс – развитие медицины, пенсионной системы, реформа рынка труда и прочие социальные преференции. И при этом поддерживают развитие электромобильного транспорта.
Немецкие политологи отмечают, что курс страны на ближайшие четыре года будет зависеть не от победы партии Меркель, которая уже практически предрешена, а от того, какие еще партии пройдут в Бундестаг и с кем ХДС/ХCC должна будет формировать коалицию.
По данным социнститута Forsa, за блок ХДС/ХСС готовы проголосовать 36% избирателей, Социал-демократической партии Германии (СДПГ) привержены 22%, на третьем месте закрепилась правопопулистская партия «Альтернатива для Германии» с 11% поддержки электората.
При таком раскладе в германском парламенте могут быть сформированы лишь две коалиции большинства. Первый вариант — «большая коалиция» из ХДС/ХСС и СДПГ, тогда правая «Альтернатива для Германии» формально возглавит оппозицию в немецком парламенте. Если же к власти придет коалиция из ХДС/ХСС, Свободной демократической партии и «зеленых», то лидерами парламентской оппозиции станут социал-демократы.