Крым дорожает на подлете

Нулевая ставка НДС на авиаперевозки в Крым перестанет действовать с 2019 года

Наталья Еремина, Екатерина Каткова
Пассажиры у здания терминала международного аэропорта «Симферополь» в Крыму, 2016 год Александр Полегенько/РИА «Новости»
Действие нулевой ставки НДС на авиаперелеты в Крым и обратно заканчивается 1 января 2019 года. По подсчетам чиновников, прекращение льготного режима для полуострова пополнит бюджет на 3-4 млрд рублей. Эксперты полагают, что в результате авиабилеты в Крым могут подорожать примерно на 10%, из-за чего часть россиян вообще откажется от от крымского отдыха.

Действие нулевой ставки НДС на авиаперелеты в Крым и обратно заканчивается 1 января 2019 года и, по всей видимости, продлевать ее правительство России не будет. По крайней мере, отмена льготного режима прописана в материалах к заседанию правительства, на котором в понедельник, 18 сентября, рассматривался проект бюджета на ближайшую трехлетку — с 2018 по 2020 год (документ есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

«Прекращение действия с 1 января 2019 года ставки НДС 0% при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя», приведет к «дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в 2019 году в размере 3 млрд рублей и в 2020 году — 4 млрд рублей», отмечается в документе.

В настоящее время Крым — единственный регион РФ, для которого действует нулевая ставка НДС на воздушные перевозки. Для остальных внутренних направлений действует льготная ставка НДС 10%. Она сохранится до 31 декабря 2020 года, что также прописано в бюджете.

Авиаперевозки в Крым не облагаются НДС с 2014 года. Тогда, после вхождения региона в состав России, для поддержания воздушного сообщения с полуостровом был принят целый ряд мер, включая субсидирование региональных маршрутов и установление специального тарифа на полеты в туристический сезон. С тех пор льготы неоднократно продлевались. Последний раз в 2016 году действие нулевой ставки НДС при авиаперевозках в Крым было пролонгировано на 2017-2018 годы.

При этом решение о прекращении действия льготы для авиаперевозчиков, летающих в Крым, не окончательное и может быть пересмотрено в этом году.

Минтранс еще летом направил правительству РФ предложение ввести налоговые льготы на региональные и прямые авиаперевозки в Крым.

«Мы уже внесли предложение в правительство РФ, чтобы сохранить или даже снизить на региональные прямые авиаперевозки, вне московского авиационного узла, налоговые льготы в виде нулевого НДС», — заявил в июле журналистам министр транспорта Максим Соколов.

По его словам, такая мера поможет снизить стоимость авиабилетов на полуостров, куда в пиковый период заявлены прямые рейсы из более чем 60 городов России.

«Вопрос продления ставки НДС 0% на воздушные перевозки в Крым после 2018 года планируется рассмотреть в конце текущего года», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минфина.

Группа «Ренова» Виктора Вексельберга, владеющая несколькими аэропортами, предлагала ранее сохранить 10-процентную ставку НДС для рейсов через Москву и обнулить налог для прямых региональных полетов. Однако Минфин счел эту меру нецелесообразной.

В Минтрансе отмечали, что возможные потери бюджета от введения льготной ставки налога на региональные рейсы оцениваются в около 8 млрд руб., однако эта сумма будет компенсирована «за счет увеличения объемов транспортной работы и дополнительного дохода от неавиационной деятельности».

По мнению ведущего эксперта Высшей школы экономики Андрея Крамаренко, скорее всего нулевой НДС для полетов в Крым все же будет продлен.

По его мнению, если нулевая ставка не будет продлена для полетов в Крым, цены на билеты могут вырасти на 10%.

По данным сервиса aviasales.ru, средняя стоимость перелета из Москвы в Симферополь и обратно в 2017 году составила 10 402 рублей, в летний сезон — 15 403 рубля. В 2016 году авиабилеты из столицы в Крым в среднем стоили 9 961 рублей. Зимой авиабилеты в Крым из Москвы дешевле на 30-40%.

Часть потока может переориентироваться на наземный транспорт, считают эксперты.

К моменту отмены нулевого НДС на авиасообщение с Крымом будет оказывать влияние построенный Крымский мост: значительную часть потока туристов заберет наземный транспорт, напоминает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Запустить автомобильное движение по трассе планируется уже в конце 2018 года, а с 2019 года начнет функционировать железная дорога по мосту через Керченский пролив.

Повышение цен на авиабилеты может стать фактором, который заставит часть россиян отказаться от отдыха на полуострове, считают эксперты.

«Туристы чувствительны к любым колебаниям цен на отдых в Крыму. Уже в этом году на фоне открытия Турции турпоток в Крым, по данным местных властей, сократился на 4%. Другие источники рынка отчитываются о еще более существенном сокращении числа путешественников — до 25%. Рост цен на авиабилеты станет дополнительным катализатором снижения интереса», — считает генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб» Денис Матюхин.

Расхождение в оценках масштабов въездного туризма объясняется тем, что в Крыму статистику о туристах считают на основании данных аэропортов о количестве въехавших и переправившихся через Керченский пролив. «Однако не все въехавшие таким образом в республику являются туристами», — комментировал ситуацию «Газете.Ru» генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Впрочем, деловых туристов рост стоимости билетов не оттолкнет от поездок в Крым. В 2017 впервые был зафиксирован рост востребованности на перелеты на полуостров, говорит Денис Матюхин.

«Ранее крымские направления не фигурировали в рейтинге популярных городов вовсе, тогда как в 2017-м Симферополь оказался в пятерке лидирующих российских направлений cреди деловых путешественников. Эта категория туристов не так чувствительна к ценовым колебаниям, и при условии развития инфраструктуры крымские направления имеют шанс компенсировать убытки от падающего интереса со стороны самостоятельных туристов за счет бюджетов крупнейших корпораций», — отмечает эксперт.

По мнению Матюхина, в ближайшие 2-3 года, если не будет политических потрясений, российские и зарубежные компании будут по-прежнему рассматривать Крым в качестве альтернативы Сочи.