В 2018 году на майские указы из федерального бюджета предлагается потратить 769,6 млрд руб. В 2019 году эти расходы составят 735,4 млрд руб., а в 2020 году — 714 млрд руб. Всего за три года на эти цели потребуется чуть более 2,2 трлн руб. — следует из материалов правительства к федеральному бюджету на 2018–2020 годы, который был рассмотрен на заседании кабмина в понедельник.
К майским указам относятся 11 документов, подписанных президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года сразу после президентских выборов. Наиболее дорогими и спорными считаются указы, связанные с повышением зарплат бюджетников.
Речь, прежде всего, идет об указе № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Стоимость этого указа наиболее весомая и в предстоящую трехлетку. Расходы на эти цели запланированы на уровне 791,2 млрд руб. (в 2018 году – 280,1 млрд, в 2019 году – 251,6 млрд руб и 2020 году – 259,5 млрд руб). Чтобы добиться целевых показателей, в 2018 году правительству придется потратить на этот указ на 145,9 млрд руб больше чем в 2017 году.
Расходы в последующие годы вызваны необходимостью поддерживать достигнутый уровень зарплат бюджетников – им предлагается индексировать оплату труда на 4% с 1 октября 2019 года и с 1 октября 2020 года.
Регионам, где с повышениям зарплат были наибольшие сложности, предусмотрена поддержка на частичную компенсацию дополнительных расходов в 2018 году в размере 80,4 млрд руб. Эти бюджетные дотации окажутся вдвое больше уровня 2017 года, когда они составляли 40 млрд руб. На 2019 и 2020 год на эти цели заложено 100 млрд руб.
Так же крупными расходами обернулись президентские указы, гарантировавшие улучшение качества госаппарата и рост обороноспособности страны. Стоимость совершенствования в 2018 – 2020 годах системы госуправления (указе № 601) оценена в 388,6 млрд руб бюджетных расходов. В год предлагается тратить по 129 млрд руб.
При этом уже в 2018 году в правительстве явно ожидают административной реформы. В бюджетных материалах содержится намек на «необходимость реализации принятых в 2017 году и планируемых к принятию решений правительства о перераспределении численности федеральных государственных гражданских служащих».
На эти цели дополнительно к расходам 2017 года найдено 1,1 млрд руб. Другим обоснованием продолжающихся расходов на задачи 2012 года указано «постоянное увеличение интенсивности использования» инфраструктуры электронного правительства (ИЭП).
В качестве обоснования этих расходов указаны и необходимость затрат на обеспечение функционирования высоконагруженных информационных систем и программно-аппаратных комплексов, входящих в ИЭП, а также необходимость модернизации и замены находящегося в непрерывной эксплуатации более пяти лет оборудования ИЭП.
Военные расходы по майским указам оценены в 559,4 млрд руб до 2020 года, и в реальном выражении они так же оказались выше уровня 2017 года и предыдущих бюджетных проектировок. Рост этих расходов объясняется завершением Минобороны строительства специализированного жилого фонда.
Майские указы предполагалось исполнить до конца текущего президентского срока Владимира Путина. Кроме расходов по индексации зарплат в рамках общего подхода к фонду оплаты труда, они не должны были создавать дополнительную нагрузку на бюджет. Однако этого не произошло, и правительство продолжает выделять средства на указы.
При этом бюджет, который был рассмотрен на заседании в понедельник, практически не содержит прямых указаний на возможность профинансировать предвыборные обещания 2018 года.
Кроме упоминаний о необходимости поднять МРОТ до уровня прожиточного минимума и индексации пенсии неработающим пенсионерам с 1 января 2018 года, в документе правительства оказалось много непопулярных решений. Речь идет об индексации акцизов на топливо, табак, алкоголь и уменьшения беспошлинного порога ввоза товаров гражданами.
Также уменьшен трансферт на обязательное пенсионное страхование, в связи с очередным продлением моратория на взносы в накопительную составляющую пенсионной системы. Мораторий продлен до 2020 года.
Трансферт Пенсионному фонду России сокращается на 30% к уровню 2017 года. Вместе с отказом от индексации пенсий работающим пенсионерам «на осуществление пенсионного обеспечения» в 2018 году предполагается сэкономить 219 млрд руб. А общая экономия на пенсионном обеспечении составит чуть более полутриллиона рублей.
Отчасти это плата и за отказ провести пенсионную реформу до предстоящих выборов. Правительству приходится подчеркивать, что пониженная ставка страховых взносов в размере 22% плюс 10% сверх установленного порога превышения зарплаты – это элемент сохранения экономической стабильности.
Дополнительные ресурсы – мораторий до 2020 на индексацию материнского капитала и индексация ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан.
В результате расходы только по разделу социальной политики оказались уменьшены на 622,6 млрд руб за трехлетку, а доля в общем объеме расходов федерального бюджета по этому разделу сократится с 30% в 2017 году до 28,5% в 2018 году и не вернется на уровень текущего года и в 2020 году.
Тем самым, отсутствие масштабных предвыборных проектов в бюджете вызвано необходимостью правительства платить по обязательствам прошлых выборов.