Пользователи сервиса «Сбербанк Онлайн» в понедельник массово стали заявлять в соцсетях, что банк без согласия клиентов переводит дебетовые карты в овердрафтные. Статус карт меняется именно в приложении «Сбербанк Онлайн», утверждают пользователи.
Разница между этими видами карт в функциональности и плате за обслуживание. Так, дебетовые карты предназначены для пользования собственными средствами, находящимися на расчетному счету в банке. Они привязаны к счету, могут быть зарплатными, также на них можно получать различные выплаты и пособия, пенсию или стипендию.
Овердрафтные карты помимо функции пользования личными средствами позволяет заводить кредитную историю на держателя карты и использовать кредитную линию. Кредит в этом случае предоставляется в рамках лимита по овердрафту под определенный процент.
При предоставлении услуги овердрафта Сбербанк устанавливает лимит на краткосрочный заем – от 1000 до 30 000 рублей для физических лиц. В случае возникновения овердрафта начисляются проценты. Образовавшийся долг необходимо вернуть в течение 1,5-2 месяцев.
Сбербанк на своей странице в Facebook опроверг изменения условий обслуживания своих карт.
«Это неправда – нельзя потратить по дебетовой карте больше денег, чем у вас есть. Исключение составляет техническая задолженность, по которой Сбербанк не начисляет проценты. Оведрафт по карте можете разрешить только вы сами, а не банк», – говорится в сообщении.
В Сбербанке отмечают, что в мобильном приложении «Сбербанк Online» часть дебетовых карт всегда отображались как овердрафтные – это «техническая необходимость для корректной работы с платежами и переводами». «Вероятно, некоторые пользователи только сейчас обратили на это внимание», - предполагают в Сбербанке.
В техподдержке банка заявили, что перевод статуса карт технический, он объясняется ошибкой приложения «Сбербанк Онлайн».
Вряд ли эта ситуация повлечет для Сбербанка какие-то серьезные последствия,
считает финансовый директор юридической компании BMS Law Firm Юрий Степанов.
«В данном случае как такового перевода карт не было – если речь идет о технической ошибке приложения, то к банку возможны претензии только в случае неправомерного списания средств», - отмечает он.
Как правило, для перевода карт из дебетовых в овердрафтовые необходимо согласие клиента банка. Однако стоит изучать договор с кредитной организацией, в котором может быть прописано предоставление банком клиенту таких микрозаймов и то, может ли банк брать за это проценты, советует юрист.
Банки испытывают недостаток кредитных клиентов, поэтому используют любые средства, в том числе через «онлайн банкинг», чтобы найти новых клиентов, отмечает Никита Куликов, исполнительный директор HEADS Consulting.
Банки часто предлагают кредиты своим клиентам через онлайн приложения, что хоть и может раздражать, но закону не противоречит, так как предложение новых акций и услуг предусмотрено договором публичной оферты, который пользователь заключает с банком, поясняет Куликов. В этой ситуации пользователь может только «голосовать ногами».
Минувшим летом клиенты Сбербанка дважды столкнулись со сбоем в работе крупнейшего госбанка. 31 июля у клиентов Сбербанка возникли проблемы с проведением операций с помощью системы «Сбербанк-Онлайн» и банковских карт. Пользователи в нескольких регионах жаловались на невозможность провести платежи по картам и осуществить онлайн-платежи. Предыдущий масштабный технический сбой в работе IT-систем Сбербанка произошел 9 июня: тогда клиенты не могли снять наличные деньги или воспользоваться услугами банка через интернет. На решение проблемы Сбербанку понадобилось около часа.
Сбербанку принадлежит около 1,1 млн терминалов в стране, и он занимает 60% рынка. По версии The Nilson Report, по итогам 2016 года Сбербанк стал крупнейшим банком Европы по числу принятых платежей в торговых точках (7,5 млрд).
По данным ЦБ, в России на 1 января 2017 года было зарегистрировано 254,7 млн банковских карт. В том числе 224,6 млн – расчетные карты, из которых 34 млн приходится на карты с овердрафтом.
Кредитных карт было зарегистрировано всего 30 млн. При этом, как показывает статистика ЦБ, число овердрафтных карт в стране с 2016 года снижается: если на 1 января 2015 года их насчитывалось 39 млн единиц, то уже к октябрю 2016 года – 35 млн.
Согласно исследованию »Тинькофф Банка», впервые за два года рынок кредитных карт в России начал расти в первом квартале 2017 года и продолжился в следующие три месяца. По данным исследования, к 1 июля 2017 года объем рынка кредитных карт достиг максимального значения с начала 2016 года и составил 1 044 млрд рублей. В первом квартале рынок вырос на 22,6 млрд рублей, во втором — на 22,8 млрд рублей. Среди банков лидерами роста стал, в том числе, «Сбербанк». Портфель Сбербанка за шесть месяцев вырос на 33,8 млрд руб. до 461,5 млрд руб.