Регионы убеждают Минфин в том, что им нужно больше свободы в межбюджетных отношениях. Министерство пообещало уже в следующем бюджетном цикле рассмотреть возможность изменить нынешний жесткий подход к контролю за расходами субъектов Федерации.
Дискуссия на Московском финансовом форуме (ММФ), посвященная межбюджетным отношениям, началась с вопроса модератора этой сессии — депутата Госдумы Андрея Макарова. Он призвал к ответу регионы.
«У нас есть одна тенденция, которая только нарастает в последние годы, — начал он издалека. — Очень интересно. Если мы возьмем доходы, то есть планы бюджетов субъектов, которые были по 2017 году, то мы увидим, что на 1 февраля 2017 года они были запланированы на уровне 9,426 трлн, а вот если мы с вами возьмем 1 августа, то мы увидим, что они исполнены уже сейчас на 10,89 трлн».
Таким образом, регионы уже заработали более чем на 620 млрд больше, чем они планировали.
«Это что, непрофессиональное планирование или это искусственное занижение, чтобы получить большую помощь?», — задал вопрос Андрей Макаров.
При этом в 2016 году доходы бюджетов планировались на уровне 8,289 трлн рублей, тогда как реально составили 9,923 трлн рублей.
Представители регионов пояснили, что у всех разная ситуация. Например, в где-то основная часть поступлений — доходы на нефть, а их сложно прогнозировать. При этом налогоплательщикам свойственен определенный консерватизм.
Кроме того, нужно иметь запасы для балансировки в случае непредвиденных решений, в том числе и на федеральном уровне, «форс-мажор никто не отменял», пояснила заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина.
«Леонид Горнин (замминистра финансов — «Газета.Ru») сейчас за все ответит», — пообещал Макаров.
Чиновник попробовал уйти от ответа. «Не вижу ничего в этом плохо», — попытался он отшутиться. Однако теперь Макаров выступил на стороне регионов.
В 2016 году расходные обязательства консолидированных бюджетов субъектов Федерации (без учета субвенций) на 96% были возложены на федеральном уровне, и только 4% были приняты самостоятельно регионами.
В здравоохранении возложенные на федеральном уровне функции составили 98,3%, в образовании — 76,5%. Разве что в социальной политики регионы сами берут на себя расходы. По данным за прошлый год, 72,2% расходов в этой сфере приняли на себя регионы и 27,8% им обязал выполнять федеральный центр.
При этом, передавая в регионы расходные полномочия, федеральный центр зачастую не подкрепляет это соответствующим финансированием. На это временно исполняющий обязанности губернатора Рязанской области Николай Любимов привел конкретный пример.
«Недавно нам передали полномочия по охоте и рыболовству. Есть у нас охотинспектора, на это требуется 40 млн рублей, но нам Минприроды почему-то дал на эти полномочия не 40 млн рублей, а 9 млн рублей. И на наше письмо, вы дайте нам денег, это же ваше полномочие, это зарплата федеральным служащим, нам последовал ответ «сколько есть, столько есть». Минприроды написало письмо в Минфин с просьбой написать нам письмо, что мы имеем возможность и право тратить на эти цели региональные бюджеты», — рассказал он.
«Мы не можем, в отличие от министра федерального, сказать нашим гражданам, что денег нет и не будет», — говорит губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.
«Если будет пожар, я все равно потрачу на его тушение миллиард рублей, независимо от того, будут у нас на это деньги из федерального центра или нет», — подчеркнул он. С 1 октября нужно будет поднимать зарплату бюджетникам в здравоохранении. «Мне говорят на это, что денег нет, но я не могу сказать этой чувствительной сфере так. Я вынужден придумывать специальные дотации больницам, чтобы они коммуналку оплатили. Или те же сироты, ну как я могу что-то сказать», — пожаловался красноярский губернатор.
Андрей Макаров не стал слушать про сирот. Он просто предложил Минфину довести до абсурда стремление контролировать расходы регионов: давайте вообще все заберем на федеральный уровень.
«Давайте из Минфина планировать песочницу во дворе у бабы Маши в Урюпинске, а когда ее построим, все отчитаемся и будем счастливы. А то при нынешней ситуации регионы, которые не могут инвестировать в развитие, проедают будущее», — сказал Макаров.
Он отметил, что сейчас регионы нагружаются полномочиями при том, что межбюджетные трансферты снижаются, «то есть реальная помощь сокращается».
Согласно данным в ценах 2010 года, которые привел депутат, межбюджетные трансферты субъектам федерации в 2013 году составляли 1,2 трлн рублей, а в 2016 году только 0,9 трлн рублей. В 2019 году ожидается их снижение до 0,799 трлн рублей.
«У нас получается, что министры отвечают, только если не вовремя сходят в Роснефть», — отметил он.
Министерство и само понимает абсурдность ситуации, правда, пока ничего конкретного регионам не обещают. Но в ведомстве будут стараться дать регионам больше самостоятельности.
Нужно говорить о повышении самостоятельности регионов и развивать принципы федерализма, говорит Горнин.
«Возможно, в следующем бюджетном цикле переконвертируем подходы, которые заложены при реализации госпрограмм», — добавил он.
При этом в ближайшее время ведомства должны привести в порядок переданные регионам полномочия и предоставляемые им субсидии.
Кроме того, «хорошие» регионы Минфин обещает поддержать финансово. Те субъекты Федерации, которые имеют более высокие показатели развития экономического потенциала и ведут успешную долговую политику, Минфин поддержит через межбюджетные трансферты и гранты. Конкретные параметры такой программы в министерстве обещают озвучить после их официального утверждения.