«Какой смысл снимать фильмы, которые никто не видит?»

Что не так со схемой финансирования Фонда кино

Иван Гуляев
Cinema Aquila
Российская киноиндустрия остается глубоко убыточной отраслью. Существующая схема господдержки доказала свою неэффективность – с начала 1990-х годов менее 20 фильмов, снятых при господдержке, стали прибыльными. В Минкультуры связывают это с плохим продвижением российской кинопродукции.

Провальный сезон и так год за годом

Этот летний сезон оказался провальным для российского кино. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика» общие кассовые сборы за три месяца превысили 11 млрд рублей, из которых на отечественное кино пришлось всего 400 млн рублей. Единственным фильмом, который окупился, оказалась «Бабушка легкого поведения». Снятая без госденег комедия стала всего лишь четвертым российским фильмом в этом году, сумевшим выйти в прибыль (уже окупились «Притяжение», «Гуляй, Вася» и «Невеста»).

«Какой смысл снимать фильмы, которые никто не видит?» — задался вопросом министр культуры Владимир Мединский.

«У нас провальный сезон», — констатировал он, связав это со слабым продвижением картин.

Однако у российского кино не просто случайный провал по сборам – несмотря на госдотации отечественный кинематограф остается глубоко убыточной отраслью. 

По данным kinodata.pro, в 2016 году в российских кинотеатрах вышел 141 отечественный релиз, который заработал $134,6 млн, при том, что на их производство потратили $286,3 млн. Таким образом, убытки нашей киноиндустрии за период составили порядка $220 млн, так как примерно половину кассовых сборов забирают кинотеатры. Прибыльными же в Год кино, когда госфинансирование раздавалось на безвозмездной основе, стали всего восемь отечественных картин.

Впрочем, даже такой показатель на уровне 2013 года можно считать условно достижением. Так, в 2015 году всего пять российских фильмов окупились после показа в кинотеатрах (начиная с 2005 года и по 2014 год, как минимум шесть отечественных картин, а в 2012 году – 14, выходили в зеленую зону). Впрочем, это был не единственный антирекорд 2015 года – в десятку лидеров проката по деньгам не вошел ни один из российских фильмов, и это был худший результат уже с 2003 года. Вообще единственным значимым достижением национальной киноиндустрии в 2015 году было лишь вхождение в топ-10 по количеству зрителей мультфильма «Три богатыря: ход конём».

С 1992 по июль 2015 года в прокат вышло почти 1400 отечественных картин (в том числе копродукция с другими странами), из которых окупились только 81 лента. По данным kinodata.pro, всего 10 картин за это время, снятых при господдержке, стали прибыльными. При этом с начала 90-х государство по различным каналам выделило на поддержку национального кино более $2,5 млрд.

С 2009 года одним из основных источников госфинансирования российской киноиндустрии является Фонд кино, который ежегодно распределяет порядка 3 млрд рублей (в 2017 году это 2,5 млрд — на поддержку проектов кинокомпаний — лидеров отечественного производства, 500 млн — на проекты прочих компаний).

Примечательно, что Фонд кино не раскрывает конкретные суммы, которые он направляет на поддержку того или иного проекта, на что ему уже пенял недавно Общественный совет при Минкультуры. Последний раз на сайте он публиковал такую информацию в 2014 году.

Исходя из презентации, Фонд кино поддержал фильмы «Солнечный удар» почти на 225 млн рублей (бюджет производства – около 730 млн при сборах менее 75 млн), «Поддубный» — почти на 185 млн рублей (бюджет – 300 млн против сборов в 217 млн), «Трудно быть богом» — на 15 млн рублей (бюджет – 140 млн против сборов менее 50 млн). 

Поход за валютой

С учетом скромных шансов на успех у отечественных картин в России, продюсеры пытаются вернуть вложения и даже заработать на международном прокате.

По данным kinodata.pro, в первом полугодии 2017 года российское кино заработало за рубежом уже $21,5 млн (порядка 1,3 млрд руб.). Это довольно неплохая цифра с учетом ограниченного интереса там к российскому кинематографу (для сравнения, по итогам первого полугодия 2017 года совокупные кассовые сборы российских фильмов превысили 6,5 млрд рублей). 

Популярностью за рубежом пользуются мультфильмы, хорроры и боевики, а также авторское кино. Так, две части «Снежной королевы» анимационной студии Wizart обеспечили почти половину всех зарубежных сборов, а именно $9 млн. Однако не все мультфильмы, поддерживаемые Фондом кино, пользовались успехом у иностранцев — «Три богатыря и Морской царь» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» взяли на двоих лишь $0,15 млн (при том, что последний проект оказался глубоко убыточным и в России, его сиквел все так же профинансирует Фонд кино на безвозвратной основе).

Экспериментальный боевик «Хардкор» заработал в первой половине этого года $3,35 млн, а провалившийся в России комикс «Защитники» — $3,3 млн. Ужастик «Невеста» имеет все шансы как минимум удвоить сборы за счет иностранных территорий (бюджет — $1,1 млн, сборы в России — $3 млн, за рубежом – пока $2,22 млн).

Документальная копродукция нескольких стран, биография о главном современном enfant terrible в балете Сергее Полунине, принесла $0,91 млн против $86,7 тыс. в России. 

Балет Большого театра Кирилла Серебренникова «Герой нашего времени», показанный в кинотеатрах США и Канады, принёс $140 тыс. Это очень хороший результат для фильма-спектакля. 

Вообще к Серебренникову за рубежом традиционно большой интерес. Его последнюю картину «Ученик», которая получила приз независимой французской прессы имени Франсуа Шале на Каннском фестивале, по словам режиссера, «купили практически все страны Европы, и Америка серьезно интересуется (при бюджете «меньше миллиона евро» в России картина собрала почти $242 тыс.). «Впервые за долгие годы в Канны попал русский фильм, в котором нет ни копейки государственных денег, — рассказывал он в интервью Forbes. — После истории с «Чайковским» (в 2013 году Фонд кино отказался финансировать этот фильм Серебренникова) мне стали отказывать и в финансировании других фильмов». 

С учетом количества просмотров на Yuotube фрагментов генерального прогона балета «Нуреев» его экранная версия также потенциально собрала бы неплохую кассу за рубежом. Напомним, что в июле премьера балета Серебренникова была отменена в Большом театре буквально за два дня до премьеры. Самого Серебренникова сейчас обвиняют в хищении 68 млн рублей, выделенных государством на поддержку театрального проекта «Платформа». В связи с домашним арестом приостановлены съемки его фильма «Лето» о музыканте Викторе Цое. Впрочем, хотя бы один фильм о легендарном певце российская публика должна увидеть в скором времени – Фонд кино поддержал драму «Цой» Алексея Учителя .

В суд за неудачные фильмы

В 2013-2016 годах Фонд кино на условиях возвратности распределил 3,25 млрд руб. из 14 млрд руб. К декабрю 2016-го в фонд было возвращено 1,26 млрд руб., следует из подсчетов Минкультуры, которые приводит «Коммерсант».

«С 2013 года фонд не может вернуть 750 млн руб. из возвратных средств, идут суды», — говорил в апреле 2017 года министр культуры Владимир Мединский.

Только с января этого года Фонд кино подал несколько исков к контрагентам на десятки миллионов рублей. По данным портала pravo.ru, производитель боевика «Ночные стражи», кинокомпания «Спутник» стала ответчиком фонда в Арбитражном суде Москвы (суд взыскал 20 млн рублей). Иск на 16 млн руб. получила компания «Киномаг+», на 5 млн руб. — Задорин групп интертеймент». 

По мнению Мединского, текущая ситуация «говорит о плохой экспертизе — деньги надо раздавать с умом». По словам министра, при поддержке фонда должны выходить фильмы масштаба «Экипажа», «Притяжения» и «Викинга» (кстати, в этом году финансирование получат всего 16 потенциальных блокбастеров – в прошлые годы список основных получателей госпомощи от Фонда кино был гораздо длиннее).

Согласно исследованию все того же Фонда кино, российские фильмы с производственным бюджетом свыше 500 млн рублей являются наиболее эффективными в прокате. Так, три вышедшие в 2016 году картины (фонд их не называет, но, вероятно, речь идет о фильмах «Экипаж», «Викинг» и «Дуэлянт» — уточняет «Бюллетень кинопрокатчика») имели средний производственный бюджет 890 млн рублей против сборов порядка 1 млрд. Три картины со средним бюджетом 343,3 млн рублей собрали лишь по 178,5 млн. Семь фильмов с бюджетом 210,5 млн рублей получили при этом 181,6 млн. У шести лент стоимостью 140,7 млн рублей средняя касса была 219,2 млн. А 23 отечественные картины с производственным бюджетом 69,9 млн рублей собирали 77,3 млн. Таким образом возможность получить в прокате больше производственного бюджета имеют лишь масштабные проекты и фильмы стоимостью от 50 млн до 150 млн рублей. Ленты со средним бюджетом не оправдывают потраченные на их производство средства.

Такого же мнения придерживаются в Минкультуры, которое не рекомендует Фонду кино поддерживать фильмы с потенциальной кассой менее 250 млн рублей от основных студий. Однако это приводит к тому, что «маленькие и экономически эффективные проекты у лидеров оказываются вычеркнутыми», предупреждает продюсер Сергей Сельянов.

В результате лидеры производства начинают гнаться за большими бюджетами, что приводит к печальным последствиям. И самый яркий тому пример – российская кинокомпания Enjoy Movies, некогда самый успешный в стране производитель низкобюджетных комедий, которая сейчас готовится к банкротству. По мнению экспертов отрасли, после того как студия вошла в список кинолидеров и начала получать безвозвратные субсидии Фонда кино, она увлеклась высокобюджетными проектами, которые один за другим проваливались в прокате (последняя крупная неудача – «Защитники»с бюджетом в 380 млн рублей и сборами в 273 млн рублей). В мае сооснователи кинокомпании Enjoy Movies Сарик и Гевонд Андреасяны сообщили о выходе из нее, «чтобы сконцентрироваться на своей компании «Большое кино». Их новый проект, фантастический боевик «Кома» с бюджетом в $20 млн, Фонд кино уже поддержал (субсидии будут смешанными).