Еще несколько лет назад таргет Банка России по годовой инфляции на уровне 4% казался вообще недостижимым. В современной России относительные успехи в удержании инфляции впервые были достигнуты в 2011–2013 годах, когда рост цен держался на уровне 6–6,5%, вспоминает финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев.
Однако последующий кризис в 2014 году с последующей девальвацией и ростом цен опять привел к всплеску инфляции. Так, в 2014–2015 годах рост цен составил 11–12%.
А уже в 2016 году Росстат впервые отчитался о рекордно низкой инфляции: она составила 5,4%.
В 2017 году успехи в обуздании инфляции оказались еще более заметными. Даже несмотря на холодную и дождливую погоду и ожидающийся плохой урожай, рост цен сильно замедляется. Согласно последней статистике Росстата, две первые недели августа в стране — дефляция.
Так, с 8 по 14 августа инфляция составила –0,1%. За первую неделю последнего летнего месяца рост цен также был –0,1%. Инфляция за весь июль составила всего 0,1%. Рост цен в годовом выражении к 14 августа замедлился до 3,8%. То есть согласно официальной статистике, по инфляции сейчас в России показатели даже лучше, чем планирует ЦБ достичь по итогам 2017 года (4%).
Однако россияне упорно не верят, что инфляция действительно такая низкая. Ощущают они рост цен совсем по-другому. Согласно данным оценки «инФОМ», которые приводит на своем сайте Центробанк, в июле этого года инфляционные ожидания населения резко выросли. В запланированный ЦБ таргет в 4% не верит около 46% респондентов.
При этом, согласно прямой оценке «инФОМ» (медианное значение), нынешний рост цен, рассчитанный по ответам на вопрос об уровне инфляции, — это 10,7%. Интересно, согласно данным об опросе населения, в июле, когда традиционно падают цены на овощи и фрукты, именно их подорожание больше всего заметили россияне. Между тем, согласно информации Минэкономразвития, плодоовощная инфляция в июле подешевела на 8,3%. Об этом говорится в докладе ведомства о ситуации с инфляцией в июле 2017 года.
О том, что обуздание инфляции не сильно улучшило ситуацию, косвенно свидетельствует то, что если два года назад у россиян были деньги на сбережения, то сейчас они почти все расходуют на текущие нужды.
Об этом говорится в опросе НАФИ, опубликованном в июле. «Так, за два года сберегательное поведение населения претерпело кардинальные изменения: в 2015 году 47% опрошенных старались сначала откладывать средства, а потом остаток расходовать. А сегодня 46% тратят все деньги на текущие нужды и ничего не сберегают (два года назад таковых было 15%)», — отмечается в релизе НАФИ.
В то, что реальная инфляция в России составляет около 4%, не верит, похоже, и сам ЦБ. Именно из-за ожиданий населения роста инфляции на заседании совета директоров 28 июля Центробанк не решился снизить ключевую ставку денежного рынка, оставив ее на уровне 9% годовых. Если инфляция действительно составляет 4%, то возникает вопрос, почему тогда ключевая ставка выше, задается вопросом директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кощеев.
По словам доктора экономических наук Алексея Михеева,
данные, которые публикует Росстат, — это, образно говоря, «средняя температура по больнице». Росстат считает инфляцию по определенному набору товаров, в то время как у каждого россиянина может быть свой индивидуальный набор, который может дорожать или дешеветь совсем иначе.
«Росстат использует цену конкретного товара в конкретном магазине. При этом покупатель может использовать аналогичный, но другой товар и покупать его в другом магазине, где иная ценовая политика. Даже в соседних магазинах цены на один и тот же товар могут разниться. В результате мы получаем, что статистика не сходится с тем, что видит покупатель», — поясняет старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич.
Кроме того, как поясняет Алексей Михеев, Росстат с 2014 года начал увеличивать долю продовольствия, цены на которые менее подверглись изменению в результате падения курса рубля, и снижать долю некоторых товаров, которые были более затронуты девальвацией.
Сейчас Росстат считает инфляцию на основе единого для всех субъектов России потребительского набора товаров и услуг (всего 553 позиции). При этом в нем выделяют три основные группы товаров: продовольственные товары (40,2%), непродовольственные товары (35,1%) и платные услуги населению (24,7%). Предполагается, что на товары, представленные в корзине, наблюдается массовый спрос.
«Для того чтобы индексы инфляции и изменения потребительских цен более бы соответствовали ощущаемой населением инфляции, необходимо, чтобы методология Росстата использовала ежегодно одинаковый набор весов (долей) товаров в потребительской корзине, а сама структура потребительской корзины соответствовала бы структуре потребительских расходов населения»,
— считает Михеев. Вполне логично и правильно было бы параллельно вводить индикаторы на разные группы товаров, показывающие влияние каждого на основной показатель, считает Виктор Макеев.
При этом в Центробанке советуют россиянам перестать слишком много думать о ценах — из-за грустных мыслей они быстрее растут. Причины, по которым россияне уверены, что в стране наблюдается такой же темп инфляции, как после обвала рубля в конце 2014 года, относятся к области психологии, заявил в начале августа директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов.