Пенсионный рынок никак не хотят оставить в покое. Глава Минтруда Максим Топилин в интервью ТАСС сравнил НПФ с «финансовыми пирамидами, которые готовы работать только при условии постоянных вливаний», да еще и показывать «низкую доходность». На такое образное сравнение главы Минтруда отреагировали как в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), так и в АНПФ.
НАПФ обвинило главу Минтруда в финансовой безграмотности и сознательном искажении фактов о пенсионных фондах.
Как указывают в Ассоциации, доходность НПФ, состоящих в НАПФ, существенно выше инфляции. Например, за первый квартал 2017 года она в среднем составила 10,56%. «Свои провалы в пенсионной политике он (Максим Топилин – ред.) переложил на негосударственные пенсионные фонды», — утверждают в НАПФ.
«Стоит напомнить г-ну Топилину, что негосударственные пенсионные фонды участвуют в государственной системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) в качестве страховщиков одновременно с ПФР и государственной управляющей компанией ВЭБ. Поэтому обвинять НПФ в уподоблении финансовым пирамидам, равносильно словам, что государство занимается строительством пенсионной пирамиды», — считает президент НАПФ Константин Угрюмов. По мнению участников рынка, следуя этой логике, пирамидой можно назвать и ПФР, который постоянно нуждается в масштабных трансфертах из федерального бюджета.
В АНПФ заявили, что такие высказывания со стороны официальных лиц дискредитируют всю систему пенсионного обеспечения.
Как заявил в интервью ТАСС глава организации Сергей Беляков, такой подход «приведет к еще большей ее разбалансированности в связи с увеличением нагрузки на Пенсионный фонд». Как напомнил Беляков, и НПФ, и ПФР являются частью государственного пенсионного обеспечения, они прошли акционирование, вступили в систему гарантирования и их деятельность регулирует ЦБ, то есть работают по правилам, которые для них установили.
Недавно Беляков критиковал социальный блок правительства за резкие заявления, которые, по его мнению, подрывают доверие к пенсионной системе в целом. Действительно, соцблок неоднократно выступал с различными обвинениями в адрес НПФ, что явно идет вразрез с позицией ЦБ, Минфина и Минэкономразвития, которые в свою очередь пытаются сохранить этот элемент пенсионной системы и источник средств для инвестирования в экономику.
Государство часто меняет условия работы пенсионного рынка, что зачастую приводит к снижению устойчивости НПФ. Недавний пример с масштабными последствиями — решение о «заморозке» взносов на персональные счета граждан в НПФ с 2014 года. По оценкам аналитической службы АНПФ, за годы «заморозки» в систему не поступило 1,5 трлн рублей.
Кроме того, как показала практика, бюджет все равно не может справиться со все возрастающей нагрузкой. Так, в 2016 году государство впервые заменило индексацию пенсий на инфляцию единовременной выплатой в 5 тыс. рублей каждому пенсионеру.
НПФ настаивают, что действуют в четком соответствии с установленными законами, а их деятельность строго контролируется ЦБ. Поэтому, считают они, в этой ситуации называть НПФ «финансовыми пирамидами» это, по сути, — критиковать действия самих же чиновников. По их мнению, критика со стороны Минтруда в сторону негосударственных фондов касается не только участников рынка, но и тех, кто задает правила игры, а также меняет их. НПФ научились выживать и действовать даже при полной «заморозке» новых поступлений. Однако постоянные и непредсказуемые изменения правил игры со стороны государства могут превратить в «пирамиду» любой успешный бизнес, что в конечном счете может грозить и НПФ.
Как прокомментировали «Газете.Ru» в Минтруде, свою позицию по поводу заявления, что НПФ похожи «на финансовые пирамиды», не меняли. При этом на нынешний вопрос «Газеты.Ru», поддерживают ли в ПФР критику НПФ, которая прозвучала со стороны Максима Топилина, также ничего не ответили.
Получить оперативно комментарий у Центробанка не удалось.
За последние пару лет ЦБ все больше расширяет и ужесточает требования к индустрии, отмечает гендиректор «Лукойл Гарант» Денис Рудоманенко. «С целью контроля регулятор осуществляет постоянный надзор за ключевыми аспектами деятельности НПФ и до сих пор не выявил существенных нарушений, тем самым подтвердив, что большинство НПФ ведут свою деятельность в полном соответствии с нормами законодательства. В этой ситуации довольно странно слышать обвинения со стороны одного из членов правительства», — резюмирует эксперт.
По данным ЦБ по состоянию за три месяца 2017 года, в негосударственных пенсионных фондах содержатся пенсионные накопления 34,4 млн граждан на сумму 2,36 трлн руб.