Саудовские власти хотят выделить под особую туристическую зону несколько сотен километров на западном побережье Аравийского полуострова. Климат в этом регионе аналогичен тому, что представлен в египетских курортах Марса-Алам и Хургада. Проект охватит 34 тыс. кв. м на берегу Красного моря, между городами Умлудж и Аль-Вайх, включая около 50 островов.
Курорт будет построен в соответствии с «высокими международными стандартами» и рассчитан на «богатых путешественников со всего мира», гласит проектная документация, с которой ознакомились в Bloomberg.
Курорт станет своеобразным туристическим королевством в королевстве: на его территории будут действовать более свободные правила поведения, которые, впрочем, пока не уточняются.
О них в проекте говорится лишь то, что курортная зона будет регулироваться как «полуавтономная область» со своими «независимыми законами и нормативной базой, разработанной и управляемой частным комитетом».
Скорее всего, в курортной зоне, в отличие от остальной территории Саудовского королевства, не будет действовать запрет на употребление алкоголя, будет отсутствовать жесткий дресс-код, а женщинам разрешат водить автомобили.
Послабление коснется и визового режима: разрешение на въезд либо не потребуется вовсе, либо будет выдаваться заблаговременно через интернет.
Проект будет разработан и профинансирован Суверенным фондом благосостояния Саудовской Аравии совместно с международными компаниями. Работа по нему, как ожидается, начнется в третьем квартале 2019 года, а первый этап, включающий строительство отелей и апартаментов, создание инфраструктуры — воздушных, наземных и морских транспортных узлов, завершится к концу 2022 года.
Главная цель проекта — снизить зависимость экономики Саудовской Аравии от нефти.
На нефтяной сектор Саудовской Аравии приходится около 87% бюджетных доходов, 42% внутреннего валового продукта (ВВП) и 90% экспортных поступлений.
Крах мировых цен на нефть сильно ударил по саудовской экономике. Темпы роста ВВП королевства существенно сократились: если в 2014 году ВВП королевства вырос на 3,7%, то в 2016-м этот показатель прибавил лишь 1,7%. Это худший показатель с 2010 года.
Пока на туристическую отрасль Саудовской Аравии приходится около 3,3% ВВП (данные Всемирного совета по туризму и путешествиям за 2016 год). Для сравнения, в соседних ОАЭ на туризм приходится 5,2% ВВП, а в Иордании — 4,9% ВВП.
При этом в абсолютных значениях Саудовская Аравия обошла своих ближневосточных конкурентов: вклад туротрасли в ВВП королевства в 2016 году составил $21 млрд против $18,7 млрд у ОАЭ.
По объему инвестиций в туристический сектор Саудовская Аравия по итогам 2016 года получила $28,6 млрд (14,7% от суммарного объема капитальных инвестиций), тогда как у ОАЭ этот показатель составил $7,1 млрд (или 7% от всех капитальных инвестиций в экономику страны), а в среднем по Ближневосточному региону — $3,8 млрд.
Главным драйвером роста туротрасли королевства на протяжении последних десятилетий остается религиозный туризм. Ежегодно миллионы мусульман со всего мира отправляются в Саудовскую Аравию с паломничеством.
В 2016 году главные мусульманские святыни — города Мекка и Медина — посетили более 19 млн паломников, среди которых как жители Саудовской Аравии, так и иностранцы. По итогам 2016 года религиозный туризм принес королевству почти $6 млрд.
К 2025 году число паломников вырастет до 30 млн, полагают аналитики из Экономической палаты Джидды (город на западе Саудовской Аравии, который является главным транспортным узлом для паломников, совершающих хадж).
«Хотя число религиозных туристов в королевство за последние 10 лет удвоилось, потенциал Саудовской Аравии в этом сегменте до сих пор не исчерпан», — говорится в одном из отчетов аналитического центра.
Но росту турпотока мешает несколько факторов. В главных городах Саудовской Аравии чувствуется недостаток высококачественных гостиниц: 43% отелей в Мекке и 46% в Медине — это трехзвездочные отели. Притоку туристов мешает и сложный процесс получения визы.
Кроме того, сейчас туристические визы для посещения Саудовской Аравии и вовсе не выдаются: паломникам оформляются групповые визы, а остальным путешественникам предлагается оформить транзитную на три дня, деловую, рабочую либо семейную визу.
Женщины вправе въезжать в королевство лишь в сопровождении родственника мужского пола.
Еще одним сдерживающим фактором стала сложная геополитическая и экономическая обстановка в регионе.
Основными странами – поставщиками туристов для королевства остаются его соседи по Аравийскому полуострову и другие страны Ближнего Востока и Северной Африки с преимущественно мусульманским населением.
Но из-за геополитических конфликтов и экономической нестабильности мобильность и покупательная способность населения этих стран сильно пострадала.
В 2016 году турпоток на хадж оказался самым низким за последние 10 лет. Количество паломников составило всего 1,86 млн человек, на 41% ниже, чем в 2012 году.
А в 2017 году аналитическое агентство STR обратило внимание, что доходность гостиниц Мекки во время священного для мусульман месяца Рамадана (с 26 мая по 25 июня 2017 года) сократилась на 8,8%.
Причина, по мнению экспертов STR, кроется в том, что ряд стран, таких как Египет и Индонезия, столкнулись с существенной девальвацией национальной валюты против саудовского риала: населению этих стран паломнические поездки в Саудовскую Аравию оказались не по карману.
С помощью нового проекта по созданию свободной туристической зоны Саудовская Аравия может попытаться привлечь обычных, светских, туристов, вне зависимости от их вероисповедания. Но пока перспективы этой инициативы туманны.
«Атмосфера в обществе в Саудовской Аравии, скорее всего, не способствует массовому рыночному туризму», — предположил Джейсон Туви, экономист из Capital Economics, в разговоре с CNN.
По его мнению, пока главной целевой аудиторией для Саудовской Аравии остаются туристы-паломники, которые после посещения святынь в Мекке и Медине захотят задержаться в королевстве и отдохнуть на побережье Красного моря или посетить другие исторические памятники, расположенные в стране.