Минфин внес в правительство доработанную концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Одной из самых спорных инициатив в предыдущей версии документа являлась так называемая автоподписка, то есть автоматическое включение в систему ИПК всех работающих граждан, а чтобы выйти из нее, надо было бы написать соответствующее заявление. Минфин настаивал на таком подходе, Минтруда считал, что вступление в систему ИПК — дело добровольное.
Последний вариант концепции (есть в распоряжении «Газеты.Ru») реализует механизм автоподписки с помощью обходных маневров.
Концепция предполагает, что для определенных категорий наемных работников будет предусмотрен «упрощенный порядок вступления» (что это за категории — не поясняется).
В документе указано, что упрощенная процедура предусматривает получение действующим работником или работником, поступающим на работу, «условия вступления в план ИПК». Работник вправе будет или подписать соответствующее заявление, или отклонить его.
Но при этом работников, не высказавших свое мнение по поводу присоединения к ИПК, будут считать «вступившими в этот план». То есть этим «молчунам» как раз и оформят автоподписку.
Для вступления в ИПК используется три юридических механизма. Кроме признания молчания согласием (в концепции это называется «акцепт оферты молчанием») предлагается установить участие в ИПК обязательным условием трудового договора или внедрять прямым указанием закона.
В документе указано, что работникам, попавшим в «упрощенную систему», работодатель будет перечислять взносы бесплатно.
«Кроме того, данным работникам не придется ждать окончания налогового года и заполнять декларации для получения налоговой льготы — работодатель будет осуществлять автоматический расчет размера налоговой льготы и выплачивать ее работнику вместе с текущей зарплатой», — уточняется в концепции.
Впрочем, уже в другом разделе концепции, посвященном стимулированию участия в ИПК, льготы для «упрощенной системы» не упоминаются. Просто указано, что «для работников, у которых суммы взносов удерживаются из заработной платы, вычет предоставляется работодателем по основному месту работу».
Расхождения в документе, скорее всего, означают, что работникам, не попавшим в «упрощенные» категории, как минимум самостоятельно предстоит общаться с Федеральной налоговой службой и подавать налоговые декларации.
По умолчанию Минфин отсчитывает начало внедрения системы ИПК уже с 2017 года. Он полагает, что всего в систему может вступить 50 млн работников.
Из них 30 млн человек — это граждане, которые перевели свои пенсионные накопления в НПФ, и их автоматически считают участниками ИПК. Еще 20 миллионов — это «молчуны», чьи накопления находятся в Пенсионном фонде России.
Концепция предполагает, что накопительный элемент обязательной пенсионной системы перестанет функционировать в течение пяти лет. За это время участники накопительной системы, и прежде всего нынешние «молчуны», хранящие накопительную часть в ПФР, должны определиться — передавать свои накопления в систему ИПК или конвертировать их в пенсионные баллы.
Предусмотрено также, что клиентам НПФ сохранят их нынешний фонд. Прочим же гражданам НПФ будет определен «по методу случайного распределения в соответствии с удельным средним весом каждого НПФ в общем объеме пенсионных накоплений по обязательной пенсионной системе в НПФ за последние три года».
Таким «молчунам» будет установлен «базовый» вариант пенсионных отчислений, увеличивающийся на 1% от зарплаты ежегодно до 6%. Активные участники смогут сами выбрать процент отчисления.
Участник ИПК вправе выбрать «базовый» вариант схемы уплаты взносов либо зафиксировать ставку, а также приостановить уплату взносов в любой момент сроком на пять лет. При этом изменений в стимулирующие льготы по сравнению с предыдущим вариантом Минфин не предусматривает.
По-прежнему работнику предлагается налоговый вычет по НДФЛ, «но не более 6% от зарплаты в год».
При условии перевода на ИПК уже в 2017 году всех 50 млн работников Минфин оценил потери бюджета по НДФЛ за счет льгот в 111,1 млрд руб. В 2018 году потери оцениваются в 119,1 млрд, в 2019 году — в 124,7 млрд руб. То есть всего за три года максимальные потери составят 254,9 млрд руб.
Максимальные потери по НДФЛ от «средней величины отчислений» в 3% оцениваются в 33,3 млрд руб. в 2017 году при участии в системе ИПК 30 млн человек и в 55,6 млрд руб, если участвуют все 50 млн.
Работодатель сможет вычесть из налога на прибыль больше, чем заплатит работник: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06. Оценки стоимости льгот для предприятий не приводятся.
Концепция законопроекта попала в Белый дом 24 июля, рассказал источник в правительстве и подтвердили в пресс-службе Минфина. По словам источника, она уже согласована Минэкономразвития.
Минтруда согласовывать документ отказалось. Согласительные совещания в Белом доме не назначены — в правительстве начался массовый сезон отпусков. Поэтому новый виток дискуссии вокруг ИПК в правительстве ждут не раньше сентября, а желание Минфина внедрить ее уже в этом году вряд ли сбудется. Скорее всего, все перенесется на 2018 год.