Тактический ход
Авиационный салон в Жуковском начался с подписания двух соглашений по МС-21. Авиакомпания Red Wings заключила контракт «Ильюшин финанс» на 16 самолетов, реализовав подписанный ранее преддоговор.
Примечательно, что в операционный лизинг МС-21 Red Wings берет у собственной материнской компании: «Ильюшин финанс» является единственным акционером российского авиаперевозчика.
Ранее руководство авиакомпании заявляло, что новый узкофюзеляжный российский лайнер заменит в парке компании сначала Ту-204 и Ту-214, затем — самолеты семейства Airbus A320.
Твердый договор операционного лизинга заключен на 12 лет, отмечается в сообщении «Ильюшин финанс». Поставки лайнеров запланированы на 2019–2022 годы. Речь идет о самолетах, оборудованных пассажирским салоном в моноклассной компоновке на 211 мест. На четыре самолета будут установлены российские двигатели ПД-14, на остальные — канадские Pratt & Whitney PW1400G.
Позже глава Red Wings Евгений Ключарев пояснил журналистам, что заключенный договор предусматривает систему гарантий, причем и со стороны производителя, и со стороны поставщика двигателей.
Еще одним потенциальным покупателем новой надежды отечественной авиации может стать «ВИМ-Авиа», «прославившаяся» в этом году масштабным срывом программы чартерных перевозок из-за сбоя в графике техобслуживания воздушных судов.
На МАКСе авиакомпания и «Ильюшин финанс» подписали соглашение о намерениях по операционному лизингу 15 самолетов МС-21-300. Речь идет о поставке лайнеров в 2021–2024 годах в лизинг на 12 лет. Условия договора стороны намерены согласовать до конца года, отмечают в лизинговой компании.
Таким образом, подсчитал вице-премьер Дмитрий Рогозин, объем твердых заказов на МС-21 увеличился со 175 до 205 самолетов.
Продажа МС-21 сразу трем российским авиакомпаниям — «правильный тактический ход», уверен вице-премьер. Первые три года эксплуатации нового самолета являются очень важными для того, чтобы в последующем продвигать его для продажи другим авиакомпаниям.
Твердые контракты на поставку МС-21 ранее были подписаны на 85 самолетов с «Авиакапитал-Сервис» (входит в «Ростех»), на 50 самолетов с подконтрольной ОАК «Ильюшин Финанс» и на 30 самолетов с «ВЭБ-лизингом».
Президентская поддержка
Особое внимание МС-21 на МАКСе уделил и президент РФ Владимир Путин. Он заслушал доклад руководителя корпорации «Иркут» Олега Демченко о ходе работ по самолету, пообщался с летчиками-испытателями, которые пилотировали лайнер, и даже посмотрел видеокадры недавнего испытательного полета самолета МС-21-300 над озером Байкал.
Во время совещания по развитию гражданской авиации Путин обратил внимание на процесс сертификации самолета и «технические проблемы», подчеркнув, что «здесь все должно пройти без сбоев». Ранее сроки реализации проекта уже переносились.
Сам «виновник торжества» — опытный образец МС-21, совершивший первый полет 28 мая, — до МАКСа в этом году не долетел: он проходит испытания на Иркутском авиационном заводе.
Впереди у него тензометрические исследования. Всего лайнеру предстоит еще не менее 30 полетов, после чего самолет перелетит в Жуковский на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова для прохождения сертификационных испытаний.
Имиджевую поддержку оказал президент и другому российскому авиационному проекту — Sukhoi Superjet 100. Путин не только осмотрел макет салона SSJ, разработанный специально для спортивных команд, но и присутствовал при подписании ранее анонсированного контракта главного российского эксплуатанта SSJ 100 — компании «Аэрофлот» с ОАК и «ВЭБ-лизинг» еще на 20 самолетов. Таким образом, общее число SSJ 100 в авиапарке «Аэрофлота» достигнет 50 машин.
«Первое воздушное судно должно поступить уже этим летом. Завершить поставки планируется ровно через год, в июле 2018 года», — подчеркнул президент ОАК Юрий Слюсарь.
О зарубежных покупателях российских гражданских самолетов на МАКСе во вторник не говорили.
За последние годы аэрокосмическому комплексу была оказана весомая государственная поддержка, отметил президент РФ, напомнив о большом потенциале развития отечественного авиапрома.
Только в прошлом году в рамках программы развития авиационной промышленности на эти цели было направлено почти 52 млрд рублей, а в этом году планируется выделить 60 млрд рублей.
«Брать надо свое»
Правительство о стимулирующих мерах обещало позаботиться. «Мы будем настаивать на изменении правил Таможенного союза, по которым сегодня практически без уплаты таможенных сборов и НДС в условиях короткого десятилетнего лизинга завозится основная авиационная техника», — пообещал Дмитрий Рогозин.
Прямые потери российского бюджета от импорта авиатехники, по подсчетам вице-премьера, составляют не менее $1 млрд в год.
«Мы будем стимулировать наши авиационные компании прежде всего экономическими мерами, чтобы они покупали качественные российские самолеты», — отметил он.
Отдавать предпочтение отечественной технике должны и госкомпании, в том числе вертолеты.
Путин напомнил, что скоро будет пройден пик поставок вертолетов в рамках гособоронзаказа, поэтому надо срочно сформировать спрос со стороны гражданских заказчиков.
«В том числе речь может идти о наших нефтегазовых компаниях, других корпорациях с государственным участием. Для своих нужд они закупают вертолетную технику за рубежом, причем в немалом количестве. Считаю, такой подход нужно менять, мы уже не раз говорили с руководителями наших компаний — отдавать предпочтение отечественной технике», — отметил президент.
Ранее об этом заявляли также и в руководстве «Вертолетов России». Правда, представители компании признавали, что и со стороны нефтегазовых компаний на фоне падения цены на нефть спрос на вертолетные перелеты заметно снизился.
«На севере нефтедобывающие компании и так пользуются нашими вертолетами, так что речь, скорее всего, будет идти об обновлении парка, ну и о замене небольшого количества импортных вертолетов»,
— сказал «Газете.Ru» руководитель магистратуры ВШКУ РАНХиГС Иван Капитонов.
Он не исключил, что компании подтолкнут к закупкам отечественных вертолетов — директивно или за счет экономической стимуляции.