Российская экономика находится в начале нового цикла роста, заявила на Международном финансовом конгрессе глава Банка России Эльвира Набиуллина. «Российская экономика вернулась к положительным темпам роста, правда, пока невысоким», — отметила она.
ВВП за январь – май растет на 1,3%, а осень 2017 года может оказаться «позитивным моментом в развитии российской экономики», в свою очередь считает министр экономики Максим Орешкин.
«Здесь важную роль сыграет финансовый сектор. Мы видим, как банки постепенно один за одним осознают, что начался новый цикл роста», — сказал министр, отметив, что ожидает осенью активизации кредитной активности банков.
Против экономического роста, признал он, в этом году играют плохая погода и связанная с ней ситуация в сельском хозяйстве, снижение инвестиционной активности нефтяного сектора и негативные последствия снижения добычи. При этом сейчас в России, по словам Орешкина, отсутствуют значимые структурные дисбалансы.
«В экономике отсутствуют пузыри, это говорит о том, что тот экономический рост, который начался, может быть устойчивым, может длиться несколько лет без каких-то серьезных шоков», — подчеркивает министр.
Ранее в Минэкономразвития подтвердили свой прогноз экономического роста в 2% по итогам этого года. Набиуллина была более сдержана в своих оценках и сказала, что ЦБ в 2017 году ожидает рост на 1,3–1,7%.
Но эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) предупреждают, что в ближайшие месяцы рост российской экономики замедлится.
Стоит напомнить, что предыдущий глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев был недоволен прогнозами, которые делает ВШЭ, и вступал с ними в заочную полемику. Максим Орешкин воздерживается от дискуссий, предпочитая демонстрировать оптимизм. А «Вышка» продолжает крайне сдержанно оценивать перспективы отечественной экономики.
«Внутренний спрос остается слабым, динамика новых заказов и уровня запасов готовой продукции дают разнонаправленные сигналы при небольшой их положительной результирующей. В совокупности с негативной динамикой нефтяных цен это говорит о том, что в ближайшие месяцы скорее последует замедление роста, чем его ускорение», — отмечается в июльском выпуске бюллетеня «Комментарии о государстве и бизнесе», который готовит институт «Центр развития» ВШЭ.
В ближайшие год-два темпы роста экономики в целом не будут превышать 1,5%, считают Валерий Миронов и Алексей Кузнецов из «Центра развития».
Эксперты объясняют это тем, что инерционная динамика промышленности, согласно данным Росстата и ВШЭ с начала 2016 года, составляет всего около 1,8–2% в год, а рост выпуска отмечается на фоне снижения спроса и недостаточности запасов.
При этом фактор запасов, согласно новым прогнозам международных организаций, перестанет поддерживать рост российской экономики уже в 2018 году, что ограничит его величиной около 1,5% в год.
В неторгуемых секторах, которые формируют две три ВВП, рост также был связан с фактором сильного повышения цен на сырьевые товары, который теперь сошел на нет.
«Динамика неторгуемых секторов, которые многие годы за счет быстрого роста торговли, строительства и операций с недвижимостью вносили решающий вклад в прирост российского ВВП, будет ограниченной», — прогнозируют в ВШЭ.
Сельское хозяйство, которое демонстрировало рост в последние годы, составляет всего 4% ВВП, а его динамика в силу сложного российского климата и недостаточного уровня технологического развития все еще неустойчива. Так, в первом квартале в этой отрасли отмечено снижение объема выпуска на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года после роста на 3,6%.
Ранее Всемирный банк обнародовал свой прогноз экономического роста в России в 1,3% ВВП по 2017 году. Организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует рост в российской экономике на уровне 1,4%.
Аналитики и эксперты также придерживаются более консервативных оценок, чем правительство.
«В отличие от оптимистов из Минэка, которые видят 2% экономического роста, мы более сдержанны в наших предположениях — у нас он сейчас 1,2%», — отмечает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.
России остается надеяться только на промышленность, но ее перспективы в условиях слабого внутреннего спроса зависят от динамики экспортной активности несырьевых секторов, для ускорения которых необходимы значительные инвестиционные вложения в обновление производства и повышение качества продукции, уверены эксперты.
Для повышения планки экономического роста и обеспечения его устойчивости российской экономике необходимы структурные преобразования, считает глава Центробанка.
Хотя российская экономика научилась подстраиваться к внешним шокам, по-прежнему остаются внутренние факторы, которые делают ее уязвимой. Среди них невысокая диверсификация экономики, негибкость институтов и правил, слабая конкурентная среда.
Для российских властей важно снизить неопределенность, оживить инвестиционный процесс за счет модернизации финансового сектора, включая рынок ценных бумаг и активизации внешних инвестиций, считают эксперты ВШЭ.
При этом риска нового спада в ВШЭ пока не ожидают. В июне сводный опережающий индекс (СОИ) хоть и снизился до 0,7%, но все же остался в положительной области.
Это произошло во многом благодаря росту денежного предложения и фондового рынка (в июне индекс РТС вырос на 7,5% по сравнению с июнем 2016 года). Хотя средняя цена нефти Urals оказалась на 2,5% меньше, чем в июне прошлого года (46 долларов за баррель против 47 долларов в 2016 году).