— Выставка проходит в восьмой раз. Что будет отличать от предыдущих спецвыставок?
— Восьмерка — самое любимое число в Японии. И, наверное, так неспроста совпало, что именно в этом году страна — партнер «Иннопрома» — наш восточный сосед. От предыдущих ее будет отличать то, что выставка была практически полностью продана еще в апреле. Это говорит о колоссальном спросе на участие, при этом более половины компаний-участниц — иностранные. Поэтому, когда мы говорим, что выставка международная, это действительно так.
Запущен целый ряд новых проектов. Немножко расскажу о них. Это, прежде всего, выставка «Металлообработка». Целый ряд ведущих станкостроительных компаний мира — из Японии, Германии, Южной Кореи, Италии, Швейцарии, США будут участвовать в этой выставке, показывать именно станкостроительную, металлорежущую продукцию.
Два новых проекта, которые мы запускаем, это «Форум компонентов». Это проект, площадка, на которой будут представлены шесть ведущих станкостроительных заводов — это российский Ковровский электромеханический, это группа «Стан», это Ульяновский станкостроительный завод, который входит в группу DMG Mori, это предприятие General Electric, Schneider Elektrik, американские компании Haniwell.
Два дня их топ-менеджеры будут встречаться с десятками российских производителей компонентов, которым будет предоставлена возможность продвижения своей продукции напрямую первым лицам этих больших заводов.
И мы очень надеемся, что бизнес у них сложится.
Помимо этого, в 2017 году мы специально для российских экспонентов привозим делегацию, несколько сотен байеров профессиональных, из разных стран мира. Называется проект «Национальная байерская программа Индекс-форум». Индекс — это Industrial Export Forum. Что это такое? Мы провели работу в тех странах, где российская техника, российская машиностроительная продукция пользуется спросом, и привозим оттуда делегатов. Это Египет, Иран, Ирак, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, страны СНГ и даже Южная Америка. Привозим байеров, устраиваем для них презентации российских компаний, делаем для них туры по выставке. Таким образом, условно говоря, покупателя приближаем к продавцу. Российским компаниям теперь, может быть, не столь важно ездить по миру, участвовать в выставках разных стран. Мы стараемся, чтобы их покупатели сами приехали к ним.
— В рамках японского павильона будет «Выставка наоборот», посвященная продукции, которую японцы хотели бы не предложить, а закупать. У России есть технологии и разработки, которые мы можем им представить?
— Действительно, в этом году впервые за всю историю японского участия в российских выставках японцы хотели бы изучить рынок промышленных технологий в России.
Они хотят промониторить, познакомиться со всеми передовыми инновационными компаниями и понять, есть ли в России технологии, которые интересны для японской промышленности.
Не хочется здесь делать какие-то оптимистичные заявления, но первая пристрелка, которую японцы делали, говорит о том, что они ожидают увидеть интересные компании, интересные инновации. Не секрет, что инновации придумывать мы умеем, а коммерциализировать не всегда. Вот очень надеюсь, что «Выставка наоборот», которая будет на японском стенде, поможет российским разработкам получить японскую поддержку, вывести российские разработки на японские рынки.
— На текущем «Иннопроме» будут представлены национальные экспозиции Японии, Германии, Италии, Кореи и Индии. Какие страны могут в будущем быть приглашены к участию в выставке? Может ли появиться стенд США?
— В этом году всего у нас принимают участие около 60 стран, либо в делегациях, либо в выставках. И целый ряд американских компаний также принимает участие в выставках, в деловой программе, встречах. Я уже назвал, это и компании Haniwell, и General Electric. Думаю, что у нас около 15 американских компаний представлены в выставке и в деловой программе.
Для бизнеса, прежде всего, важно понимание, как он, бизнес, сможет заработать в какой-то конкретной стране. И сегодня бизнесмены очень мало обращают внимания на политические ограничения. Есть действительно вполне осязаемые рамки, которые устанавливают санкционные ограничения. Но то обилие иностранных предпринимателей из самых разных стран мира на «Иннопром» показывает, что международному бизнесу, в том числе американскому, интересно сотрудничать с российским.
— Тема выставки — «умное производство». Россия готова к полной автоматизации производственных процессов?
— Россия готова к полной автоматизации процессов и производства. Но это задача, конечно же, не России как государства, а российского бизнеса. Конечно же, главная задача «умного производства» – это минимизировать человеческий фактор на производстве с помощью максимизации автоматических процессов, с помощью программного обеспечения, роботов. Во всем мире сейчас идут активные процессы в этом смысле. Вот только что нам приводили цифры. 60% немецкого бизнеса на вопрос, готовы ли они к индустрии 4.0, ответили: да, готовы. Я думаю, что, если российский бизнес спросить, задать этот же вопрос, цифра будет примерно такая же. Но я думаю, что не всегда бизнесмены, отвечая положительно на этот вопрос, действительно понимают, о чем они говорят.
— Когда Россия на международном уровне станет восприниматься как страна высоких производственных технологий, инноваций? Как заработать такой имидж?
— Имидж как раз заработать проще, чем действительно стать страной высоких технологий. Но в России есть высокие технологии. Один из примеров — «Лаборатория Касперского», которая работает на рынке защиты информационных систем крупнейших компаний мира уже достаточно давно. У них огромные заказы в Америке, Европе, Азии. И это, вы знаете, чисто российский бренд. Другой пример — есть компания американская DP Technology. И она только что запустила серьезную систему, платформу для металлорежущих станков. Уже более 20 тыс. компаний подключились к ней, по миру. И не все, наверное, подключаясь к этой системе, знают, что создана она была в филиале компании DP, который находится в Томске. То есть наша страна уже участвует в международном разделении труда. И участвует именно в когорте тех стран, которые производят высокотехнологичную продукцию.