В Крым были поставлены газовые турбины Siemens, написало агентство Reuters. Об этом изданию сообщили источники, знакомые с ситуацией. Как отмечает агентство, это произошло несмотря на санкции Евросоюза, которые запрещают европейским компаниям поставлять в Крым энергетическое оборудование.
Представитель Siemens в Мюнхене Вольфрам Трост утверждает, что компания соблюдает санкционный режим и не поставляла никаких турбин на полуостров, перешедший от Украины под юрисдикцию России в 2014 году. Евросоюз ввел санкции против России за присоединение Крыма, расценив действия Москвы как аннексию.
России нужны четыре турбины для двух новых строящихся крымских электростанций, однако их поставка была отложена на год из-за опасения нарушить санкции Евросоюза.
По данным агентства, две из четырех турбин для ТЭС были доставлены в Севастополь морским путем и выгружены в городском порту. Речь идет о газовых турбинах SGT5-2000E мощностью по 235 МВт каждая, которые производятся только компанией Siemens и ее дочерними фирмами.
Турбины доставили в обход
Как утверждают источники, доставленные в Севастополь турбины прибыли из Тамани (Краснодарский край России). В марте Siemens сообщила, что российское совместное предприятие Gas Turbine Technologies, в котором компания имеет мажоритарную долю, изготовило и поставило турбины в Тамань для использования на строящейся в городе электростанции.
На полуострове идет строительство двух теплоэлектростанций — в Севастополе и Симферополе. В начале июня министр энергетики России Александр Новак заявил, что запуск первых блоков Симферопольской и Севастопольской ТЭС произойдет в начале 2018 года.
Первую очередь электростанций планировалось ввести в эксплуатацию к сентябрю 2017 года, а вторую — в марте 2018 года.
Но в конце 2016 года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов предупредил, что подрядчик не успевает ввести в срок первые блоки ТЭС, есть трудности с поставкой турбин.
Чемезов также говорил, что Россия готовится заключить контракт с Ираном на поставку генерирующего оборудования для двух ТЭС. «Мы находимся на завершающей стадии переговоров с Ираном. И рассчитываем, что к концу года, если американцы и европейцы не придумают какие-либо новые санкции, мы эти турбины установим», — заявлял гендиректор госкорпорации «Ростех».
Мощностей хватает, но нужно больше
Российские власти ранее также признавали наличие проблемы с оборудованием для станций от компании Siemens. Идет поиск вариантов закупки оборудования, уточнял Новак. При этом власти утверждают, что Крымский полуостров обладает достаточными мощностями, чтобы покрыть в полном объеме потребности потребителей электроэнергии в Крыму.
«В целом по балансу мощностей достаточно, чтобы обеспечить в полном объеме энергоснабжение потребителей Крыма — Республики Крым и Севастополя», — утверждал Новак.
Собственная тепловая генерация в Крыму составляет 160 МВт, солнечно-ветровая — 270−300 МВт. Кроме того, Крым получает 800 МВт перетоков по энергомосту.
Наконец, в Крым были перебазированы мобильные газотурбинные установки мощностью 300 МВт и около 1,5 тыс. дизель-генераторных установок мощностью также на 300 МВт.
Суммарно это покрывает потребности крымчан. Даже в период пиковых нагрузок потребители были обеспечены в полном объеме поставками электроэнергии, утверждал ранее министр Новак.
Судебных прецедентов нет
<3>По мнению Reuters, в связи с поставками турбин компанию могут обвинить в непрямом нарушении санкционного режима и в том, что она не предприняла нужных шагов, чтобы предотвратить переброску продукции на полуостров.
Однако юристы, опрошенные агентством, считают, что не существует судебных прецедентов, опираясь на которые можно было бы привлечь Siemens к ответственности.
В Минэнерго России информацию Reuters комментировать не стали, перенаправив вопросы в госкомпанию «Технопромэкспорт». Там, в свою очередь, от комментариев отказались. Министерство энергетики Германии также не смогло ответить на запросы агентства.
В январе 2017 года был зафиксирован исторический максимум потребления электроэнергии в Крыму и Севастополе — 1427 МВт. В осенне-зимний период 2016/17 года в Крыму дефицит мощности в пиковые моменты потребления достигал 200 МВт.