Глава финкомитета Госдумы Анатолий Аксаков в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» заявил, что не видит смысла вводить изменения в закон о введении новых санкций, более 25% банкоматов которых не отвечают требованиям Центробанка по проверке подлинности купюр.
«Отзывать лицензию у нарушителей нет смысла. Дело же не в ужесточении и введении новых санкций, а в том, чтобы банки-нарушители знали о неотвратимости наказания. Центробанк должен инициировать тотальную проверку, и после нескольких раз, когда банки-нарушители будут «наказаны рублем», они перестанут так себя вести»,
— считает Анатолий Аксаков.
По мнению депутата, у регулятора сейчас есть все возможности по наказанию таких банков. При этом в целом Аксаков считает проблему «слишком раздутой».
Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма АВАНТИ, обеспокоенная количеством подделок, направила обращения спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко и главе комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергею Рябухину ввести возможность отзыва лицензии у банков, более 25% банкоматов которых не отвечают требованиям Центробанка по проверке подлинности купюр. Инициатива нашла поддержку в Совфеде.
26 июня в Совфеде состоится заседание по банкам и банковской деятельности. По его итогам Совфед вполне может выступить с инициативой наказывать банки отзывом лицензии при систематическом нарушении положений ЦБ об оборудовании банкоматов специальными устройствами по распознаванию фальшивок, считает Алим Ульбашев, юрист адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры». «В последнее время ЦБ очень активно отзывает лицензии у банков, и это действительно может напугать некоторых игроков», — считает он.
Впрочем, пока что официальные лица говорят, что до этого не дойдет. Так, замминистра финансов Алексей Моисеев солидарен с Анатолием Аксаковым. По его словам, отзывать лицензии у банков-нарушителей слишком жестоко.
«Вопрос в том, как наличные попали в банкомат. Если они были туда подгружены в счет укрепления этих банкоматов из расчетно-кассовых центров банков, тогда непонятно вообще, как они прошли проверки в банках. Это, конечно, большой вопрос, и тогда надо, действительно, смотреть нарушения»,
— цитирует РИА «Новости» замминистра.
При этом со ссылкой на пресс-службу ЦБ агентство сообщает, что Банк России проводит контроль всего банковского оборудования на соответствие требованиям.
На этой неделе первый зампред Банка России Георгий Лунтовский сообщал, что в последнее время растет объем фальшивых денег, выдаваемых банкоматами. По его словам, чаще всего это случается с дешевыми моделями банкоматов, которые проверяют 1–2 защитных признака банкнот. При этом регулятор требует, чтобы банкоматы проверяли 4 машиночитаемых признака купюр.
Еще в 2013 году ЦБ обязал банки проверять через банкоматы наличие у купюры магнитной метки, люминесценции отдельных элементов под воздействием ультрафиолета и инфракрасного излучения. Как рассказал Лунтовский, изготавливаемые специально для банкоматов купюры часто не похожи на настоящие деньги, поскольку мошенники стараются скопировать только признаки, проверяемые машиной.
По последней доступной статистике ЦБ,
в первом квартале этого года в банковской системе регулятор выявил более 12 тыс. поддельных российских денежных знаков. Около половины выявленных подделок (6800) составили пятитысячные банкноты.
Фальшивых 1000 рублевых купюр было выявлено 5200 штук, тогда как поддельных десятирублевок — только две.
При этом за весь прошлый год было выявлено чуть больше 61 тыс. поддельных купюр. Из них фальшивые 5 тыс. рублей — 36,2 тыс. банкнот.
Сейчас банки-нарушители отделываются штрафами. В частности, согласно статье 13.12 КоАП, предусматривается административный штраф за несертифицированные устройства на юридических лиц — от 20 тыс. до 25 тыс. рублей с конфискацией, отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Впрочем, применить такое наказание к банкам, экономящим на устройствах самообслуживания, не всегда возможно.
По сути никакой ответственности, кроме уголовной, к банкам-нарушителям не применяется, отмечает Алим Ульбашев, юрист адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры». Но уголовная ответственность предполагает прямой умысел, который сложно доказать.
«Одной из действенных мер могло бы быть введение платы за операции с наличными деньгами к таким банкам со стороны регулятора», — считает член Адвокатской коллегии Москвы Михаил Черба. При этом, по мнению юриста, отзывать лицензии у таких банков не имеет смысла.
«Лучше создавать реестр неблагонадежных банков и банкоматов и проводить тотальную проверку и замену их, обязывая банки менять банкоматы в соответствии с более жесткими правилами», — говорит он.
Впрочем, в банках заявляют о том, что не замечают увеличения количества фальшивок в банкоматах. «Розничный бизнес банка ВТБ и ВТБ24 не фиксируют роста попадания фальшивых купюр в устройства самообслуживания. Данные случаи единичны», — отметили «Газете.Ru».
Когда есть сомнения в подлинности купюры, выданной банком, юрист советует незамедлительно обращаться в банк.
«Если пробовать расплатиться купюрой, то есть риск подпасть под статью УК «Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг».
При этом с декабря 2017 года ответственность может ужесточиться, если будут приняты поправки Минфина в Уголовный кодекс, который предлагается дополнить статьей, согласно которой за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных банкнот предусматривается штраф до 1 млн рублей либо лишение свободы до трех лет.