«Средства пришли на счета компании Nord Stream 2 и уже работают на проекте», — цитирует «Интерфакс» зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева.
По его словам, партнеры по проекту перечислили более миллиарда евро.
Финансовое участие в проекте принимают пять европейских компаний: французская Engie, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и германские Uniper и Wintershall. Ранее сообщалось, что они предоставят €4,75 млрд на реализацию проекта «Северный поток – 2», по $950 млн каждая. Таким образом, западные партнеры «Газпрома» должны обеспечить 50% финансирования проекта.
В 2017 году партнеры «Газпрома» должны выделить на строительство новой экспортной трубы по дну Балтийского моря по €285 млн.
«Северный поток – 2» — труба-близнец уже действующего «Северного потока», мощность которого составляет 55 млрд кубометров в год. Параллельный газопровод, как и СП-1, должен пройти по дну Балтийского моря до побережья Германии.
Изначально пять европейских компаний должны были стать акционерами оператора проекта Nord Stream 2 AG, но из-за требований противников второго «Северного потока» модель сотрудничества пришлось изменить.
Против СП-2 выступали сразу ряд стран Евросоюза плюс Украина. Дважды в Еврокомиссию были направлены письма с требованиями запретить проект как несущий угрозу энергобезопасности Европы и не соответствующий европейской энергетической политике. Письма направили Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Хорватия, Греция, Литва, Латвия и Эстония.
Еще весной прошлого года Америка заявляла, что СП-2 является политическим проектом и несет угрозу энергобезопасности Европы. Летом 2016 года группа американских сенаторов направила в Еврокомиссию письмо с критикой проекта. Там, в частности, отмечалось, что СП-2 станет «шагом назад в плане диверсификации европейских источников энергии, поставщиков и маршрутов».
Более того, сенаторы сочли, что некоторые шаги России направлены «на подрыв мира и безопасности в Европе, в том числе посредством использования энергетики как рычага политического влияния».
В связи с этим реализация «Северного потока – 2» подрывает создание европейского Энергетического союза, говорилось в письме.
Позднее Джозеф Байден, бывший на тот момент вице-президентом США, заявил, что второй «Северный поток» будет «плохой сделкой» для Европы. При этом он отметил, что европейские потребители уже могут закупать американский СПГ.
В этом году США продолжили попытки торпедировать СП-2. Так, в апреле на конференции в Атлантическом совете США заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджет Бринк заявила, что проект несет угрозу для энергетической безопасности Украины и всей Европы.
При этом американская чиновница отметила, что Украине необходимо снижать зависимость от российского газа, хотя украинский «Нафтогаз» больше не закупает топливо из РФ.
Неделю назад глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин на слушаниях в Совете Федерации предупреждал о том, что Америка убеждает своих партнеров отказаться от закупок российских энергоресурсов и пытается сорвать проект СП-2.
«В числе приоритетов американских государственных структур, по сути, экономическая война против России», — заявлял Нарышкин.
14 июня американские сенаторы обнародовали проект поправок, вводящих новые экономические ограничения против России. При этом там открытым текстом говорилось, что конгресс США намерен противодействовать реализации «Северного потока – 2», называя российский газ «оружием принуждения и запугивания», пагубно влияющим на энергобезопасность ЕС, развитие газового рынка Центральной и Восточной Европы и энергетические реформы Украины.
В законопроекте декларируется «помощь союзникам и партнерам», целью которой должно стать снижение зависимости Европы от российских энергоносителей, и в первую очередь от газа.
Там же указывается, что Россия использует газ как «оружие принуждения, запугивания и влияния на другие страны».
На подобную заботу европейцы отреагировали неожиданно жестко, фактически заявив о том, что где Европе брать газ, они разберутся и без США. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн в совместном заявлении подчеркнули, что не намерены в ущерб своей экономике поддерживать амбициозные проекты поставки СПГ из США в Европу.
«Мы не можем согласиться с угрозами незаконных экстерриториальных санкций против европейских компаний, которые участвуют в развитии энергоснабжения Европы», — сказали они.
Европейские политики предупреждают, что угрозы компаниям Германии, Австрии и других европейских государств штрафами на рынке США в ответ на их участие в российских газовых проектах, таких как «Северный поток – 2», привносят «абсолютно новое и очень негативное качество в европейско-американские отношения».
Они считают, что предложенные США новые ограничительные меры противоречат международному праву, угрожают энергобезопасности Европы и вредят урегулированию ситуации на Украине.
Цель этих санкций — «обеспечить работу в нефтяной и газовой промышленности в США», убрать с европейского рынка российские углеводороды и вынудить страны ЕС закупать американский сжиженный природный газ, убеждены политики.
Представители Германии и Австрии в письме понадеялись, что Госдепартамент США помешает принятию поправок. Однако вечером стало известно, что сенат США принял законопроект об ужесточении санкций в отношении России и усилении давления на Иран. За принятие законопроекта проголосовали 98 сенаторов, лишь двое были против. Статья о противодействии проекту «Северный поток – 2» и продвижении экспорта американского сырья на рынки Европы осталась в законопроекте