Регионами займутся после выборов

Медведев наметил план работ для нового правительства

Владимир Горовых/РИА «Новости»
Чиновники займутся решением проблем регионов только после выборов, следует из утвержденного плана Белого дома. Из ключевых решений правительство Дмитрия Медведева оставило себе разве что оптимизацию расходов.

14 июня в правительстве прошло заседание, посвященное межбюджетным отношениям. На нем в очередной раз рассматривался вопрос о реализации «Основ государственной политики регионального развития до 2025 года».

«Наша общая задача заключается в равномерном развитии территорий, чтобы конкретные результаты нашей с регионами работы люди ощущали в своей жизни. При этом территориальная политика государства не может быть просто «уравниловкой». Каждый регион уникален в силу своего географического положения, природных богатств, особенностей научного, технического развития, истории, культуры. По сути, речь идет о создании новых стимулов в работе региональных властей, повышении их ответственности и мотивации, а также создании необходимого набора инструментов», — сказал на заседании премьер-министр Дмитрий Медведев.

Кроме красивых слов о развитии регионов, правительство также утвердило конкретный план выполнения программы «Основ госполитики». Документ размещен на сайте правительства, и в нем прописаны сроки реализации инициатив.

Медведев составил конкретный план работы по развитию регионов. При этом

почти все ключевые моменты «Основ госполитики» придется реализовывать новому кабинету министров, а не нынешнему.

Выборы нового президента России пройдут в марте 2018 года, новый председатель правительства будет назначен после этого и подберет себе новый кабинет министров. Таким образом, новое правительство будет сформировано только в апреле-мае.

При действующем правительстве из значимых событий в сфере региональной политики запланирована только оптимизация расходов. Так, в плане, утвержденном правительством, на июнь 2017 года намечена «инвентаризация нормативных правовых актов, определяющих объемы расходных обязательств субъектов РФ», а также «подготовка предложений об оптимизации» системы территориальных органов исполнительной власти.

При этом большинство ключевых решений по работе с регионами намечено на вторую половину 2018 и 2019 годов.

Это, например, разработка проектов стратегий социально-экономического развития регионов (сентябрь 2018 года), оценка эффективности госпрограмм (июнь 2018 года), корректировка инвестпрограмм естественных монополий с учетом стратегии территориального развития (сентябрь 2019 года), изменение параметров ФЦП (март 2019 года), внесение в законодательство изменений, предусматривающих механизмы финансового обеспечения принятых решений (май 2018 года), регулирование внешней и внутренней миграции в регионах (сентябрь 2018 года) и т.д.

Примечательно также, что практически сразу после выборов — в мае 2018 года — правительство начнет «воспитательную» работу с россиянами: новое правительство займется вопросами дополнительного стимулирования участия граждан в государственном и муниципальном управлении.

Таким образом, решать большинство проблем регионов будет уже новый кабинет министров. В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) на традиционном деловом завтраке Сбербанка, тема которого звучала как «Что ждать после мая 2018 года?», разговор о том, кому делать реформы, завершился необычным голосованием. Учитывая, что на встрече присутствовало большое количество чиновников, итог был удивительным. Чиновники сами вынесли себе приговор.

На вопрос «Требует ли новая повестка дня новой команды?» 55,6% ответили, что «новые лица привлекут новые идеи и обеспечат успех реформ», а 40,6% заявили, что нужно частичное, хотя не радикальное обновление. И лишь 3,8% проголосовали за старую команду.

При этом, как заметила тогда глава Счетной палаты Татьяна Голикова, новые министры часто не выполняют то, что начали прежние.

Между тем у регионов накопилось большое количество проблем, которые придется решать. Третий срок на посту президента Владимир Путин начал с подписания майских указов, подразумевавших повышение зарплат бюджетникам, реорганизацию неэффективных образовательных учреждений, сокращение аварийного жилищного фонда. Это привело к существенному росту долговой нагрузки регионов.

На 1 января 2017 года долг регионов составил 2,35 трлн рублей, тогда как на 1 января 2012 года он был 1,2 трлн рублей.

По итогам 2016 года рекомендованный Минфином норматив — отношение долга к собственным доходам не более 50% — выполняют всего около 30 российских регионов. Например, в Мордовии долг к собственным доходам составляет более 170%, в Хакасии — 140%, в Костромской области — 140%. По оценке экспертов, ситуация в этих регионах без поддержки федерального центра может ухудшиться в любой момент. Федеральный центр и сейчас вынужден поддерживать регионы через увеличение доли дешевых бюджетных кредитов. В 2016 году, по данным Fitch, банковские кредиты составляли 36% от всех долговых обязательств регионов, тогда как в 2015-м — 42%. При этом доля бюджетных кредитов возросла с 37 до 44%.

В абсолютном выражении Федерация увеличила поддержку российских регионов через кредиты в 2016 году более чем на 180 млрд рублей.

Как рассказывал ранее в интервью «Газете.Ru» замминистра финансов Леонид Горнин, на ближайшие пять лет перед правительством стоит много задач в межбюджетной сфере: это и расширение правоспособности субъектов по предоставлению льгот, и попытка распределения бюджетных субсидий заранее — на горизонте трех лет, и снижение количества межбюджетных трансфертов, предоставленных на одинаковые цели.

Однако решать эти вопросы и воплощать их, по всей видимости, придется уже новому кабинету министров.