Территория как в выходные дни, так и в будни выглядит достаточно пустынно: на угольном терминале, площадь которого составляет ни много ни мало 53,5 га, работает всего 545 человек. Такое небольшое число сотрудников связано с тем, что работа предприятия автоматизирована и для организации работы огромного порта нужно совсем немного сотрудников. Так, на данный момент в порту предусмотрена, в частности, автоматическая выгрузка, магнитная очистка, складирование и погрузка угля на морские суда, оформление таможенных и транспортных документов — все это выполняется машинами и техникой под контролем человека.
Несмотря на малое число людей, в том, что порт все-таки действующий, можно убедиться, если зайти в центральный пункт управления. На большой экран выведено схематичное изображение всего терминала, которое обновляется в онлайн-режиме, – здесь показано все, что происходит на терминале в этот момент: как и где разгружают уголь, куда какую партию отправляют. Судя по мониторам, передающим изображение с видеокамер, размещенных по всей территории терминала, идет оживленная работа: погрузка идет сразу на два судна. Параллельно на других экранах демонстрируются данные с тепловизоров, которые отображают температуру поверхности штабелей с углем. На столе у оператора — огромная красная кнопка на случай ЧП: если ее нажать, то вся работа на терминале остановится, однако, по словам сотрудников компании, такой ситуации ни разу не возникало.
Для мобильного передвижения по территории терминала у здания администрации припаркованы велосипеды. Ими пользуются операторы стакер-реклаймеров, судопогрузочных машин и техники, следящие за работой оборудования. Последние, при необходимости, передвигаются на специальных электромобилях с кузовом – для перевозки запасных частей и ремонтной техники.
На предприятии занимаются не только передвижением сотрудников. В прошлом году на терминале закончили реконструкцию очистных сооружений, за их работой наблюдают экологи компании. Система нанофлотации полностью очищает водостоки от угольной пыли, а от веществ органического происхождения — до предельно допустимых концентраций водоемов рыбохозяйственного назначения. Внимание уделяется и территории вокруг терминала — здесь обитает краснокнижная балтийская кольчатая нерпа. В этом году «Ростерминалуголь» приобрел фотоловушки, которые экологи установили в местах залежек тюленя. Они помогут узнать, сколько животных в тот или иной момент находится на камнях, как они себя ведут и как сказывается деятельность порта на популяции нерп.
Самый шумный участок на территории порта — место разгрузки вагонов с углем. Два вагоноопрокидывателя за пару минут переворачивают четыре вагона весом по 75 тонн каждый. Уголь с грохотом устремляется на систему конвейеров и очистки, пыль при этом поглощается аспирационной системой, своеобразным промышленным пылесосом.
Чтобы обойти весь терминал и понаблюдать за процессами вживую, едва может хватить дня. Но взглянуть на территорию предприятия с высоты птичьего полета позволяет музей с интерактивной экспозицией — миниатюрной копией всего того, что каждый день в круглосуточном режиме происходит в порту. Здесь можно узнать о самых популярных «туристических» маршрутах угля. Он приходит в порт из Кузбасса, а отправляют его по всему миру: в Европу, Африку, на Ближний Восток и в Латинскую Америку. Самая дальняя точка в «путешествии» — это Чили. При этом крупнейшими экспортными направлениями отгрузки через «Ростерминалуголь» остаются Нидерланды, Германия, Великобритания и Турция.
Автоматизация процессов приносит свои результаты: в прошлом году грузооборот порта составил более 18 млн тонн и было установлено сразу несколько рекордов. Например, максимальная выгрузка вагонов за одну смену составила 1021 вагон за сутки, а на теплоход Magsenger 6 была погружена самая большая судовая партия — более 108 тысяч тонн угля. «Проект развивался очень быстро. Автоматический перегрузочный комплекс, вторую очередь угольного терминала, в порту Усть-Луги запустили в январе 2006 года. В 2015 году на его причалах было обработано уже 17,5 млн тонн угля, — рассказала «Газете.Ru» первый заместитель гендиректора и коммерческий директор Управляющей портовой компании, в которую с 2016 года входит «Ростерминалуголь», Ирина Ольховская. — В этом году планируем выйти на объемы перевалки в 19 млн тонн». По ее словам, эффективность работы терминала в ближайшее время планируется увеличить и за счет применения инновационных вагонов повышенной вместимости. Если обычный вагон поднимает 70 тонн, то инновационный — уже 75–77 тонн. Разница примерно в 7–10%, и она должна сказаться на скорости и объемах разгрузки угля.