«Газпром» и австрийская OMV рассматривают возможность возрождения газопроводного проекта «Южный поток». Об этом пишет австрийская газета Der Standard. По данным издания, именно Австрия в случае прокладки трубы станет основным бенефициаром, так как через австрийский хаб в Баумгартене пойдут дополнительные объемы транзита российского газа, в частности, в Италию.
Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что возрождение «Южного потока» не обсуждается. Впрочем, как пишет Der Standard, переговоры проходят в условиях строжайшей секретности.
Австрия уже поддерживает другой российский газопроводный проект, «Северный поток – 2», трубы которого должны быть проложены через Балтийское море до побережья Германии. В ходе недавнего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) австрийский канцлер Кристиан Керн встречался с президентом России Владимиром Путиным.
«Европе не нужны новые газопроводы — об этом просит российская сторона, — уверен глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Поэтому часто за переговорами о газопроводных проектах стоит желание европейских партнеров получить новые льготы от «Газпрома».
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, напротив, уверен, что инициатором переговоров является именно Австрия, точнее — OMV. «Австрийцы заинтересованы в расширении баумгартенского хаба, в повышении его ликвидности, — поясняет эксперт. — Они и «Северный поток – 2» поэтому поддерживают. А если будет протянута еще и труба с Юга, получится «газовое кольцо», которое не только повысит значимость Баумгартена, но и облегчит перенаправление газовых потоков (кстати, в этом заинтересован и «Газпром»)».
Кроме того, хаб в Баумгартене — фактически единственный в ЕС, который не является трансграничным, что также повышает интерес Австрии к его развитию.
Но проблема в том, что у России есть определенные обязательства перед Турцией по проекту «Турецкий поток». «Поэтому сейчас «Газпром» старается сам не выступать с новыми инициативами, а ждет, когда к нему обратятся», — говорит Симонов.
«Турецкий поток» как раз и стал альтернативой «Южному потоку», от которого Россия была вынуждена отказаться в конце 2014 года из-за противодействия Еврокомиссии и действий Болгарии, которая фактически сорвала работы по проекту (по одной из версий, это было сделано под давлением США).
«Южный поток» должен был пройти через Черное море до болгарской Варны и дальше через страны ЕС до того же Баумгартена. Мощность газопровода должна была составить 63 млрд кубометров газа в год.
«Турецкий поток» изначально задумывался как труба аналогичной мощности, но уже с прокладкой маршрута через турецкую территорию, и четверть газа, поступающего по ТП, должна была предназначаться для потребителей Турции.
В дальнейшем неоднократно сообщалось о возможности возвращения к идее «Южного потока». Особенно активно эта тема обсуждалась в конце 2015 — начале 2016 года, в период обострения российско-турецких отношений.
После того как Анкара принесла извинения за сбитый российский военный самолет (из-за чего и случился конфликт), а Москва поддержала турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана при попытке государственного переворота в Турции, отношения между двумя странами вновь наладились.
Но речь уже не шла о трубе мощностью в 63 млрд кубов. На данный момент обсуждается строительство двух веток по 15,75 млрд кубометров: одной для Турции, второй — для транзита российского газа через Турцию в Европу, причем по второй ветке окончательного решения еще не принято.
Кстати, как пишет Der Standard, Австрия намерена вмешаться в ситуацию, именно когда будет определяться судьба второй ветки через Турцию.
Однако даже в случае, если «Газпром» договорится с OMV, речь будет идти не о 63 млрд кубов, и даже не о 15,75 млрд. Константин Симонов указывает, что если будет запущен «Северный поток – 2», мощность которого должна составить 55 млрд кубометров в год, а также будет построена одна ветка до Турции, то в Баумгартен имеет смысл поставлять не более 6–8 млрд кубометров.