«Атомные станции сегодня способны выдержать падение самолета на купол реактора»

Интервью с президентом «Росатом Международная Сеть» Александром Мертеном

«Газета.Ru»
expo2017astana.com
Все лето в Казахстане будет проходить всемирная выставка Экспо-2017, посвященная «энергии будущего». В рамках Экспо президент «Русатом Международная Сеть» Александр Мертен рассказал «Газете.Ru» о системах защиты АЭС, о новых российско-казахских энергетических проектах и об освоении российской Арктики.

— Расскажите, есть ли у «Росатома» планы по каким-либо проектам в сфере возобновляемой энергетики в Казахстане?

— Мы рассматриваем возможность развития вообще возобновляемых источников энергии. «Росатом» сегодня работает в России над созданием крупнейшего ветропарка мощностью 610 МВт, производство ветротурбин мы развиваем вместе с нашим голландским партнером. Также мы занимаемся развитием малой гидроэнергетики. Наше дочернее предприятие, венгерская компания «Ганз», имеет 180-летнюю историю производства гидротурбин средней и малой мощности до 40 МВт. Ее турбины, кстати, стоят на Ниагарском водопаде.

В целом сегодня мы идем в разные страны с проектами мини-ГЭС. И Казахстан здесь не исключение, это наша соседняя страна и наш близкий партнер — как в межгосударственном отношении, так и в области развития атомной энергетики. На наш взгляд, Казахстан обладает серьезным потенциалом с точки зрения возобновляемых источников энергии. Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев, открывая форум «Экспо-2017», говорил о том, что к 2050-му году в энергобалансе страны возобновляемые источники энергии должны достичь доли в 50%. Это очень серьезная цель. И поэтому в этой сфере в стране действительно есть потенциал для роста как ветроэнергетики, так и гидроэнергетики. На юге Казахстана есть хорошие водные ресурсы, горные реки, где как раз наши мини-ГЭС могут очень хорошо эффективно использоваться.

Из конкретных примеров — сейчас разрабатывается пилотный проект для экологически чистого энергоснабжения местности, где находится известный высокогорный каток «Медеу» в Алма-Ате. У нас подписано соглашение о сотрудничестве по этому объекту, специалисты готовят технические решения.

— Какие проекты, на ваш взгляд, можно было бы осуществлять с Казахстаном?

— С этой страной мы активно взаимодействуем и работаем в области атомной энергетики. Сегодня у нас с нашим партнером «Казатомпромом» создано пять совместных предприятий, которые работают в Казахстане и добывают уран.

— Это только добыча урана или обогащение тоже?

— Здесь происходит добыча урана, обогащение уже идет на территории России. И здесь мы с нашими казахстанскими партнерами тоже тесно сотрудничаем.

— Какие у вас планы в расширении сотрудничества с Казахстаном в области строительства АЭС?

— Мы живем в рынке, и если рынок будет требовать большего количества урана, то, естественно, у нас есть все необходимые условия для того, чтобы наращивать эту добычу. На текущий момент мы строим 34 блока за рубежом и 8 в России. И мы к каждому партнеру, к любой стране подходим очень внимательно. Казахстан, опять-таки, здесь не исключение. Наоборот, мы очень рассчитываем на развитие отношений двух стран в этой части, но мы всегда исходим из потребностей заказчика. Предложения для Казахстана по строительству атомной станции у нас есть, но теперь Казахстан должен сам определиться, нужно ему строительство атомной станции, достаточно ли ему сегодня энергетики для его энергобаланса, есть ли такая необходимость. Как только наши казахстанские партнеры будут готовы принять такое решение, мы готовы подключиться к его реализации.

— То есть «Росатом» в любой момент готов к строительству АЭС?

— «Росатом» всегда готов к строительству АЭС, в любой стране, которая выберет развитие атомной энергетики как перспективную модель для себя. Атомная энергетика является такой же безуглеродной, как и любые другие возобновляемые источники, но она, в отличие от возобновляемых источников, является более надежной.

Мы знаем сегодняшний пример той же Германии, которая довела в своем балансе возобновляемые источники до достаточно высокого уровня. И вот в эти десять дней, в начале 2017 года, когда не было солнечных дней и не было ветра, в общем, электричество было в стране только благодаря тому, что в Германии еще продолжают работать атомные блоки.

В целом атомная энергетика – это та безуглеродная энергетика, которая позволяет развивать возобновляемые источники генерации и, которая может сосуществовать с другими видами так называемой «зеленой» энергетики.

— А вы оценивали, какой существует потенциал для развития «мирного атома»?

— Его оценивают, в том числе, международные организации в области атомной энергетики. Это и МАГАТЭ и Всемирная ядерная ассоциация, WNA, со штаб-квартирой в Лондоне. Прогноз экспертов МАГАТЭ заключается в том, что доля атомной энергетики вырастет к 2040 году до практически 20% в мире с сегодняшних 11%. 

— На какой эффект вы рассчитываете от выставки Экспо-2017?

— Участие в Экспо «Росатом» принимает достаточно серьезное. Мы и партнер выставки в целом и совместно с «Казатомпромом» приняли участие в создании павильона атомной энергетики, а также один из основных партнеров в российском павильоне. Для нас быть представленными в рамках российской экспозиции не только долг, но и честь. Когда мы составляли экспозицию, то мы учитывали тему российского павильона, то есть развитие Арктики, которое практически невозможно без современных атомных технологий. Это и современный ледокольный флот, который обеспечивает круглогодичную работу Северного Морского Пути, позволяет осуществлять доставку разработанных ресурсов с территории Арктики до заказчиков, и обеспечивает развитие арктических территорий. Также это плавучие атомные станции, которые обеспечивают теплом и электроэнергией прибрежные регионы. Поскольку атомная энергетика является безуглеродной, то это культивирование также бережного отношения к этому региону.

— Сейчас много говорится о том, что атомная энергетика – это «зеленая» энергетика. Насколько безопасны наши АЭС?

— Безопасности атомной энергетики мы уделяем самое пристальное внимание. Для нас это приоритет номер один. У нас единственных в мире уже есть действующий референтный блок поколения 3+, который предусматривает все системы безопасности и сделан в соответствии со всеми рекомендациями МАГАТЭ. Это делает невозможным повторение инцидента на Фукусиме с аварией АЭС. Если относиться к своей работе с должным вниманием, соблюдать все правила, в том числе по безопасности, то, конечно же, повторение инцидента невозможно.

Наши атомные станции сегодня способны выдержать землетрясение до девяти баллов, цунами до 15-ти метров высотой, падение тяжелого транспортного самолета на купол реактора, и так далее. И даже если произойдет что-то непредвиденное, то в итоге радиоактивные вещества не выйдут в грунт и в воду. Также и те станции, которые сегодня работают, мы дооснастили системами безопасности, которые позволяют говорить о том, что атомная энергетика – это безопасная безуглеродная энергетика, которая поможет и в решении проблемы потепления климата.