Украина намерена начать закупки газа из Норвегии. Об этом сообщил на своей странице в социальной сети Facebook советник министра энергетики и угольной промышленности Максим Белявский.
«Прямой поток норвежского газа на Украину — теперь реальность, начиная с 2022 года, — сообщил Белявский. — Нам осталось только построить интерконнектор (речь идет о газопроводе до Польши. — «Газета.Ru»). Осенью должны начаться закупки труб».
«Мы рассматриваем проект с Польшей в трех плоскостях: доступ к мощностям отечественных хранилищ (у нас профицит мощностей по хранению газа — 50%), возможный коридор для экспорта украинского газа (после покрытия собственных потребностей) и транзитный коридор «Север – Юг», — заявил Белявский «Газете.Ru».
Украина с конца 2015 года не закупает российский газ, который обеспечивал более половины украинского спроса. Сейчас «Нафтогаз» закупает газ по реверсу из Европы. Причем как минимум частично газ в этих объемах — все из той же России, европейские трейдеры продают неиспользованные остатки.
«Газпром» неоднократно выражал обеспокоенность сложившейся ситуацией: по мнению российской компании, при такой схеме в случае нехватки газа на Украине может возникнуть угроза транзита. Киев, в свою очередь, много раз заявлял о надежности Украины как транзитера и, действительно, пока ни разу не нарушал транзитных договоренностей.
Что касается закупок газа и обеспечения потребления, то Киев периодически заявляет о самых разнообразных возможностях: от закупок сжиженного газа из США до сокращения потребления.
Норвегия — крупнейший производитель газа в Европе. Однако газовые запасы страны уже не первый год истощаются, и, по прогнозам, эта тенденция уже не будет преодолена.
Но, по словам украинского эксперта в сфере энергетики, бывшего пресс-секретаря «Нафтогаза» Валентина Землянского, основные проблемы даже не в том, что газа в Норвегии может не хватить еще и на Украину.
«Во-первых, это достаточно долгосрочные планы, реализация которых весьма неопределенна в нынешних экономических условиях, — указывает Землянский. — Украина не имеет четкой стратегии экономического развития, следовательно, нет возможности определить необходимые объемы газа».
По словам эксперта, на сегодняшний день потребление промышленностью газа продолжает снижаться — высокие тарифы на газ заставляют население отказываться от газового отопления или минимизировать его потребление. То есть в ближайшие годы ожидать роста потребления газа на Украине, а следовательно, и его импорта из-за рубежа не приходится.
«Очень похоже, что заявление министерства носит сугубо политический характер и больше походит на «газовый безвиз», когда возможность закупки газа у Норвегии еще не означает наличие такой необходимости», — говорит Землянский.
Экономическая целесообразность проекта, по словам эксперта, безусловно вызывает вопросы: от вложений в интерконнектор с Польшей до стоимости норвежского газа, который считается одним из самых дорогих в Евросоюзе.
Украина не только не хочет покупать российский газ, что было бы выгоднее, но и пытается препятствовать российским газопроводным проектам, предназначенным для обеспечения европейских потребителей.
Речь идет о трубе «Северный поток – 2» (мощность — 55 млрд кубометров), которая должна быть проложена через Балтийское море параллельно уже действующему первому «Северному потоку» до побережья Германии.
Украинский премьер-министр Владимир Гройсман 9 июня заявил, что Киев принимает «всесторонние меры» для того, чтобы не допустить строительства газопровода, который, по его словам, несет угрозу национальной безопасности не только Украины, но и других государств.
«Хочу вас заверить, что все политические, а также юридические меры принимаются Украиной для защиты национальных интересов, в том числе координация наших усилий с другими международными партнерами для недопущения строительства этого политического проекта», — заявил Гройсман в Верховной раде во время «часа вопросов правительству».
Об опасности, которую несет — в первую очередь Украине — «Северный поток – 2», говорил еще предшественник Гройсмана на посту премьер-министра Арсений Яценюк. По его словам, запуск проекта лишит украинский бюджет $2 млрд транзитных доходов в год.